Кто в Европе решил заработать на трудностях с газом у соседей
Андрей Правов
Любопытная ситуация сложилась вокруг трубопровода Ямал – Европа. На мой взгляд, информация на эту тему оказалась одной из самых интересных, прозвучавшей во время прошедшей несколько дней назад в Москве пресс-конференции Владимира Путина. И не только интересных, но и поучительных.
За несколько дней до пресс-конференции в западных СМИ начали появляться упреки в адрес российского «Газпрома» в том, что он, дескать, прекратил поставки газа по данному трубопроводу. Прежде всего высказывалось мнение, что Москва стремится таким образом создать в Европе энергетические трудности, которые, по ее мнению, якобы могут поспособствовать ускорению запуска известного газопровода «Северный поток – 2».
Как известно, строительство этого газопровода уже завершено и трубы даже заполнены газом, но введение его в строй постоянно откладывается. На этот раз на несколько месяцев, по мнению многих экспертов, в связи с чрезвычайно осложненной бюрократией Евросоюза процедурой сертификации. Согласно ей, газопровод имеет шанс на запуск в строй только через несколько месяцев. Часто даже указывается, что не раньше, чем через полгода.
Между тем цены на газ в Европе бьют небывалые ранее рекорды. Уже более двух тысяч долларов за куб. Сказывается неподготовленность Евросоюза к наступающим зимним холодам и снегопадам. Не оправдали себя и так называемые «зеленые» объекты энергетики, на которые в Брюсселе еще недавно делались ставки. Летом лопасти электрогенераторов в виде гигантских «мельниц», установленные по всей Европе, крутились очень вяло в связи с отсутствием достаточного ветра. А зимой появилась новая проблема – наледь. Она же, плюс снег, являются одной из причин недостаточной работы солнечных батарей, также установленных на открытых пространствах и иной раз даже на крышах европейских городов и поселков.
Короче, как кажется уже окончательно выяснилось, альтернативы поставкам российского природного газа для Европы нет. Во многом для решения проблем с такими поставками и был задуман коммерческий проект «Северный поток – 2». Этот газопровод, идущий из России по дну Балтийского моря к Германии, способен перекачивать 55 миллиардов кубических метров газа в год. А суммарная мощность его вместе с уже работающим первым газопроводом «Северный поток» составляет 110 миллиардов кубометров.
В открытии газопровода с самого начала был очень заинтересован Берлин, поскольку Германия в таком случае получает на своей территории приемный терминал, куда должен поступать газ. А уже оттуда он должен по уже существующим путям перекачиваться в другие страны Евросоюза.
Однако с самого начала строительству газопровода начали усиленно мешать. Оказалось, что его появление не выгодно для ряда сил не только в Евросоюзе, но и в мире в целом. Прежде всего, как выяснилось, поставлять газ в Европу в новых, повышенных, объемах задумали и США. Речь идет о сжиженном газе, об СПГ. Правда цена на него до недавнего времени была значительно выше, чем на трубопроводный. Но все равно к таким поставкам в Вашингтоне начали готовиться. О чем свидетельствует строительство терминала для приема СПГ на балтийском побережье Польши. Получилось, что российский природный газ для американцев – конкурент.
Но главной причиной противостояния проекту стала позиция Киева. Украина сразу же поняла, что «Северный поток – 2» представляет угрозу для трубопровода, уже многие годы проходящего по ее территории. Он был построен еще в советские времена, не такой современный и рассчитан на меньшие мощности. Между тем транзит через территорию Украины российского природного газа является одним из опорных моментов наполнения бюджета этой страны. В случае потери этих денег свести концы с концами и без того испытывающей трудности с финансированием Украине будет еще труднее.
Кто в таком случае будет спасать Киев? США, равно как и Евросоюзу, делать этого не хочется. Брать украинцев на содержание? Нет уж, извините. Отсюда и «палки в колеса» «Северного потока – 2». Пусть, дескать, Москва дает деньги Киеву «для поддержания штанов».
Правда между Москвой и Киевом существует договор о поставках газа по украинской «трубе» до 2024 года. И наша страна заявляет, что будет соблюдать все принятые на себя обязательства. Однако нынешним властям Украины этого мало. Им хочется, чтобы Запад как-то повлиял на русских, заставив их подписать контракт еще на многие годы. По одной из версий – сразу до 2044 года. Вот тогда, дескать, украинцы могут успокоиться.
Тем не менее очень многим, как в России, так и в Евросоюзе, понятно, что старый газопровод может просто на «протянуть» столь долгий срок. Тем более, что Киев еще параллельно стремится и увеличить поставки. Металл «трубы» имеет свой ограниченный срок эксплуатации. То есть могут быть аварии. Может и, что называется, «рвануть».
Кроме этого, Россия явно заинтересована качать газ по новым путям, поскольку это дешевле. Путь по дну моря короче, трубопровод более современный и мощный. И к тому же не надо платить за транзит. То есть если убрать политику и считать только коммерческие выгоды, то все они на стороне «Северного потока – 2».
Киев паникует, пытается давить на своих европейских и прежде всего американских «партнеров». А «украинское лобби» в Вашингтоне и Брюсселе делает свое дело – пытается максимально отодвинуть сроки начала работы «Северного потока – 2», а при возможности и прикрыть этот проект вообще.
Россия и не скрывает, что заинтересована в скорейшем запуске проекта. Отсюда и обвинения Запада в адрес Москвы, что она, дескать, «использует свой газ как оружие», пытается «наказать Украину» и, в частности, прекратила поставки газа по трубопроводу Ямал – Европа. Тем самым, дескать, создавая трудности и оказывая нажим на европейцев, желая заставить их ускорить сертификацию газопровода.
Однако, как объяснил на пресс-конференции Владимир Путин, все обстоит совершенно иначе. Дело в том, что это не Россия отказывается проводить поставки, а просто европейские заказчики не дают необходимых для этого заявок. А без них для кого качать газ? Если отсутствует покупатель? В пустоту?
Казалось бы странно. Европа резко нуждается в газе, цены на него растут, а заявок не поступает. Все, как выясняется, объясняется просто. Часть трубопровода Ямал – Европа, проходящая из Польши в Германию уже несколько дней работает в реверсном режиме. То есть газ качается в обратную сторону, из Германии в Польшу. Почему?
Могут существовать различные причины. Первое – немцы помогают полякам заполнить газохранилища, поскольку сами получили дополнительные поставки газа из России. Европейская солидарность? Все, конечно же, может быть. Но вероятно и то, что в Германии кто-то решил крупно заработать на газовых трудностях у соседей. Суммы контрактов в долгосрочном договоре являются коммерческой тайной. Однако, по многим оценкам в случае с Россией и Германией они равняются примерно 220 долларов за куб. А продать может уже по биржевой цене. А она, как известно, превышает 2000 долларов. То есть почти в десять раз дороже.
Существует также предположение, что Германия через Польшу, а возможно, что и вместе с ней, поставляет газ на Украину, опять же, естественно, скорее всего не из филантропии, а по биржевой цене. Для Киева это в определенной степени является спасением. Ведь ее так называемый «реверсный маршрут» похоже, что «накрывается», вместе с ограничением поставок газа через Украину. Ее соседи, откуда шел реверс уже пользуются иным трубопроводом – «Турецкий поток».
Таким образом приостановка поставок газа для трубопровода Ямал – Европа вызвана вовсе не злостными намерениями Москвы и ее попыткой как-то давить на Запад, а действиями самих западных покупателей газа. Они перестали подавать заявки «Газпрому» на поставки, а тот отказывается качать «ни для кого конкретно», а «в пустоту».
И вызвано все это стремлением немецких покупателей газа перекачать его в обратную сторону - для поляков, а далее скорее всего на Украину. Реверс – он и есть реверс. По одной и той же трубе нельзя качать одновременно в обе стороны.
Так что все объявляется довольно просто. Европейцы скорее всего на трудностях с газом у соседей решили подзаработать. Но, как это уже стало принято на Западе, во всем всегда виноваты «коварные русские».
А вы что думаете по этому поводу?