Есть такое мнение, что братания начались только под конец Первой мировой из-за агитации большевиков, а до того их не было и быть не могло. Предлагаю изучить этот вопрос и обсудить его.
"В августе 1914 никаких братаний не было и быть не могло. Русская армия наступала на всех фронтах и большинство людей верило, что победа не за горами."
Первые стихийные перемирия стали возникать ещё в августе 1914-го. Солдаты враждующих армий договаривались между собой об уборке поля боя от раненых и погибших, заготовке продуктов, хвороста, покоса травы для лошадей и т.п.
По поводу таких перемирий главнокомандующий великий князь Николай Николаевич издал распоряжение о том, что:
"заключение перемирий по просьбе наших противников может быть допускаемо, лишь в случаях, когда это вполне отвечает нашим интересам".
Рождество 1914-го было отмечено сразу несколькими случаями братания с немцами. Так, на Северо-Западном фронте братаниями отметились, 20 солдат, 4 унтер-офицера и 1 ефрейтор 301-го Бобруйского полка 76-й пехотной дивизии. Эти солдаты были не единственные. На том же фронте за братаниями были замечены солдаты 249-го Дунайского и 235-го Белебеевского полков. Инициаторами в декабре выступали немцы. Правда, для русских солдат эти братания, зачастую, влекли за собой плен.
Например, специальным приказом по 1-й армии, выражалось намерение судить поручика Свидерского-Малярчука, оказавшегося в плену в результате такого "похода в гости". Он, кстати, пытался неоднократно бежать, чтобы оправдаться перед командованием.
О том, что братания представляли угрозу говорит тот факт, что уже в декабре 14-го уже предлагалось открывать огонь по участникам братаний.
Но подобная ситуация была не только на русском фронте. Широко известна история спонтанного рождественского перемирия между британскими и немецкими солдатами на рождество 14-го. Об этом событии в 2005-м даже снят фильм "Счастливого Рождества", сочинено несколько песен и установлен памятный крест в бельгийском Ипре.
С продолжением войны учащались и случаи встреч противников. Уже на Пасху 1915-го солдаты выходили из окопов, "христосовались" с немцами и австрийцами, обменивались продуктами, сигаретами. Отметились даже офицеры, устроившие соревнования хоров под немецкую гитару.
И снова, от командования поступали указания об очередном ужесточении ответственности за братания.
"Впредь за допущение такого общения нижних чинов с неприятелем строжайшая ответственность должна ложиться на ротных командиров и командиров полков." (Сообщение командующим фронтами от дежурного генерала Ставки П.К. Кондзеровского)
Впрочем помогало это мало. Узнав, что немцы и, особенно, австрийцы имеют проблемы в снабжении хлебом начался активный обмен его на коньяк, водку, вино, шоколад, сигары.
С переходом к позиционной войне братания только учащались. Дошло до того, что в некоторых частях установились дружественные отношения между противниками.
Например, следствие против стрелков 4-го батальона, 55-го пехотного Сибирского полка на форте Франц выявило договоренности о долговременном прекращении огня, обмене военнопленных вместо "захвата языков", контакты с обеих сторон, обмен спиртным и т.д. Закончилось это тем, что когда форт был захвачен в мае 16-го в плен сдалось свыше 70 человек.
На Пасху 16-го в братаниях участвовали уже десятки полков, артиллерийских батарей и железнодорожных батальонов Северного и Юго-Западного фронтов. Доходило до того, что противники приглашали друг-друга в свои окопы, снимали укрепления, "хозяева" уводили "гостей" в плен. Участвовали в сношениях и офицеры, что особенно возмущало Николая II.
О братаниях солдаты писали даже в письмах домой. Цензура находила в письмах подобные откровения:
"На первый день Пасхи когда мы уже разговелись отдохнули немного у нас все тихо ни одного выстрела стали мы из своих окопов махать шапками до своего врага и он тоже начал махать и стали звать друг друга в гости и так что сошлись мы по маленько с австрийцами на середину между проволочное заграждение без никакого оружия и начали христосоваться а некоторые австрийцы были православны то целовались с нами и некоторые с жалости заплакали и угощали друг друга в мести плясали как настоящие товарищи а потом разошлись и должна быть наша история в писана в газетах." (письмо солдата 41-го Селенгинского полка)
С наступлением 1917-го и Февральской революции ситуация окончательно вышла из-под контроля. К обмену продуктами добавилась "пораженческая" литература, пьянство на позициях. Не останавливало братания и даже появление на позициях высокого начальства.
Известен случай, когда в мае, при обходе позиций, Лавр Георгиевич Корнилов (на тот момент командующий 8-й армией)
"был встречен бравурным маршем германского егерского полка, к оркестру которого подтянулись наши "братальщики" - солдаты."
Стоит отметить, что когда мы говорим о разлагающем влиянии братаний на русскую армию, то не стоит забывать, что аналогичное влияние они оказывали и на противника. Так приказывалось расстреливать всех пойманных перебежчиков, нижним чинам запрещалось вступать в разговор с русскими делегатами.
Неверно будет также думать и о том, что братаниям не пытались противодействовать. По выходившим из окопов солдатам открывали огонь с той и другой стороны, офицеры беседовали с солдатами о пагубности такой практики, Корнилов к концу мая 17-го свёл к минимуму случаи братания в своей 8-й армии.
Однако, все эти меры давали лишь ограниченный эффект и попытки общения между противниками продолжались.
Вывод
Как видно, совершенно неверно представлять братания на фронте, как следствие действия агентов большевиков по разложению армии.
Общение с противником началось ещё с 1914-го и со временем только нарастало (причём на всех фронтах Первой Мировой). Я вижу тому несколько причин:
- Позиционный характер войны, когда солдаты привыкают друг к другу, а отсутствие боёв создаёт ощущение мира. В своих письмах солдаты отмечали, что раз боев нет, значит ведутся переговоры о мире и на этом основании для себя считали возможным также общаться с противником.
- Необходимость общаться с противником, чтобы убрать раненых, убитых, заготавливать фураж.
- Патриархальный характер крестьянского общества. Вчерашние крестьяне считали правильным как можно скорее помириться с врагом: худой мир, лучше доброй ссоры.
- Непонимание целей войны и представления о противнике, как о таком же человеке, желание его узнать. В донесениях регулярно отмечалось, что братания были вызваны желанием посмотреть что за немцы такие.
- Религиозные и этнические. Среди солдат австро-венгерской армии было немало православных и славян, не горевших желанием воевать.
Наконец, братания не всегда отрицательно влияли. В результате них получали ценные разведданные - о присутствующих войсках, расположении орудий; случалось, что противник предупреждал о предстоящем наступлении.
Так, например, весной 1917-го в районе действий Болховского полка в русские окопы "австрийцы бросили бутылку с запиской, в которой предупреждали, что на рассвете будет взорвана наша первая линия. Мы доложили об этом начальству и первый батальон перевели во вторую линию. А на рассвете, часов в пять, действительно взлетела на воздух верхушка Золотой горы, вместе с первой линией окопов".
А что вы думаете о братаниях? Каковы были их причины?
_______________________________________________________
Что почитать:
А.Б. Асташов "Братания на русском фронте Первой мировой войны", журнал "Новый исторический вестник", 2011
С.В. Курицын "Братание в 8-й армии Юго-Западного фронта в марте-августе 1917", журнал "Самаркий научный вестник", 2019
С.В. Курицын "Братание в 11-й армии Юго-Западного фронта весной-летом 1917. Как феномен повседневной жизни военнослужащих российской армии", журнал "История: факты и символы", 2019
А.Б. Асташов "Русская армия и население в Первой мировой войне: фронтовая повседневность и событийность", журнал "Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология", 2018
____________________________
Запутались где правда, а где вымысел? Подписывайтесь - будем разбираться вместе!
Если вам понравилась статья поставьте лайк, мне будет приятно, а другим поможет увидеть статью.
#история #история России #россия #российская империя #первая мировая война #армия россии #русская императорская армия