Найти в Дзене
Михаил Титов

Что почитать? (3)

(итоги моего читательского года, часть третья, май-июнь)

Борис Акунин. Чёрный город

Этот Фандорин, опубликованный ещё в 2012 и заявленный как последний в серии, попал в руки почти случайно и поначалу порадовал. Герой по-прежнему супер, интрига закручена, сюжет льётся песней, исторические факты красиво ложатся фоном.

Но ближе к финалу супергероизм начинает утомлять и совсем озадачивает финал. По сюжету накануне Первой мировой Фандорин едет из Крыма, где предотвратил покушение на императора, в Баку в поисках ускользнувшего организатора. Ему нужно найти некоего большевика по кличке Дятел, о котором больше ничего неизвестно. С ним по-прежнему японец Маса, но на месте основным помощником Фандорина становится гочи (разбойник) Гасым. Действие крутится вокруг нефти и бакинского пригорода Чёрный город, где была сосредоточена практически вся российская нефтедобыча того времени. Кроме детективной линии, есть ещё немного революционной, любовно-кинематографической, международной и армяно-азербайджанской, - все достаточно интересно с точки зрения фактуры и отчасти актуально до сих пор.

Светлана Спорова. Я жила как жила

Светлана Евгеньевна вручила мне книгу своих воспоминаний, написанных на нашем курсе «Мемуары с нуля». Горжусь автором и восхищаюсь ее активностью: не остановиться на полпути, дописать и издать свой труд, - всё задачи из задач. Причём даже не знаю, что тут самое сложное. По мне, каждый этап требует больших эмоциональных и физических затрат.

Для тех, кто не посвящён, поясню: в самом начале пандемии коронавируса - в апреле прошлого года - #АВИП запустил первый онлайн-курс «Мемуары с нуля», который я курировал. Кто-то отсеялся в течение этих двух месяцев, кто-то остановился на середине пути (но продолжает писать уже самостоятельно), и лишь одна Светлана Евгеньевна уложилась в сроки.

Многие убеждены, что их жизнь самая обычная, вспомнить нечего, никому это неинтересно, а на самом деле все не так. Каждая жизнь индивидуальна, тем и интересна. А если ещё не выдумывать ее для потомков, а рассказывать все так, как было, получается весьма занимательное и поучительное чтение. Как вот у Светланы Евгеньевны.

-2

Александр Снегирев. Призрачная дорога

Цитата

Чувствую себя хером неприкаянным, и нет мне успокоения.

По мне, современный роман так и должен выглядеть, как написанное Снегирёвым: фрагментарно, но цельно; с отсылками к истории и актуальным контекстом; рефлексирующе, но иронично. Я и посмеялся, и слезу пустил (почти).

О сюжете

Главный герой - писатель, он пишет роман, в который правки начинает вносить его жена - Кисонька. Видение происходящего у них расходится, и писательская история дополняется версией жены.

-3

Виктор Ерофеев. Русские цветы зла (антология)

Бодлер к этому сборнику, как мне показалось, во многом притянут за уши. Ерофеев сам оговаривается, объясняя свой выбор рассказов, что хотел показать «асоветскую» литературу. Не антисоветскую, выступающую против строя, а литературу, выходящую за рамки официального соцреализма.

Сборник 1997 года, рассказы не датированы, но можно, исходя из биографий авторов, предположить временной разброс. Открывает книгу Варлам Шаламов (60-е), заканчивает составитель собой и 90-ми. Причём, обратите внимание: многие - из тогда только начинающих - известны до сих пор, а кто-то уже и классиком стал.

Сказать, что меня в этом сборнике что-то зацепило, не могу. Когда листал книгу в библиотеке, думал, что это будет русский трэш. Местами он присутствует, но не настолько, чтобы объединить собой все рассказы.

На выходе только двое удивили. Виктор Астафьев своей «Людочкой», где переехавшая из деревни в райцентр девушка после изнасилования местным бандитом вешается. Этакое странное развитие любимой темы Астафьева - борьбы города с деревней.

И рано умерший Евгений Харитонов с рассказом «Духовка». Тут вообще про любовь 28-летнего парня к 16-летнему школьнику. Сразу оговорюсь, что в рассказе никакого натурализма, только страдания «взрослого Вертера» от неразделенной любви...

-4

И. Грекова. Такая жизнь

Из трёх произведений, вошедших в сборник «Такая жизнь» («Вдовий пароход», «Маленький Гарусов», «Дамский мастер»), последний - выбраковка какая-то. Говорящий на странном русско-канцелярском языке юный парикмахер Виталий, работающий «над собственнным развитием», бросает в итоге профессию и уходит на завод учеником слесаря. Подпортила эта вещь впечатления от первых двух.

«Вдовий пароход» и «Маленький Гарусов» - о 40-60-х. Война - как зачин и много после неё. Жизнь женщин, оставшихся без мужей, в коммуналке - со всеми вытекающими ссорами и дружбами («Вдовий пароход»).

«Маленький Гарусов» - история про то, как человек, потерявший в блокаду мать и воспитанный в детском доме, так и несёт по жизни эту психологическую травму, отрабатывая ее себе во вред.

-5

Маркус Зусак. Книжный вор

Я чуть было не бросил книгу в самом начале, настолько она показалась тягомотной. Негативного отношения добавили ещё и странно воспроизведённые особенности английской грамматики, где у существительных свои родовые признаки. Роман называется «Книжный вор», а ворует книги девочка. В переводе ее иногда называют ещё «книжная воришка», но по-русски ли это?

Такая же несуразица с рассказчиком. Повествование ведётся от лица Смерти, которая почему-то говорит о себе в мужском роде, что для русского уха, как понимаете, ещё более странно.

Впрочем, пробившись сквозь эти особенности, не пожалел, что задержался: роман вполне достоин прочтения.

В аннотациях книгу, правда, превозносят сверх меры. По мне же, Шлинк с его «Чтецом», где описаны отчасти те же события, посильнее будет.

Итак, Германия в преддверии Второй мировой. В небольшой город Молькинг служба опеки везёт девочку Лизель и ее брата для передачи в приемную семью. Брат по дороге умирает, но будет ещё часто появляться в снах и видениях Лизель. На похоронах брата девочка крадет свою первую книгу «Наставления для могильщика». По ней она научится позже читать. А потом - ближе к концу войны - начнёт писать дневник.

-6

Виктор Ерофеев. Акимуды

Виктор Ерофеев не мой писатель. «Акимуды» еле дочитал. Мучился на всем протяжении книги и почти одолел, но последние страниц 50 пришлось пролистывать, потому что сил уже не было. Такого художественного винегрета давно не встречал.

Автор собрал под одной обложкой сразу и политическую сатиру, и публицистику, и эротику (причём ядреную такую), и фантастику. Идея вроде интересная: в России в результате войны с теми самыми Акимудами (это как бы государство такое, а на самом деле - тот свет) побеждают мертвые (в прямом смысле - воскресшие люди). В обществе раскол: одни за сотрудничество с мертвяками, другие - за борьбу. Единства нет и среди оживших покойников. Есть общество «Россия для мертвых», есть «Братья и сёстры»...

При этом сюжетная линия такова, что в одном случае вспоминаешь Булгакова («Мастера и Маргариту»), в другом - Войновича («Москва 2042»), в третьем - Лимонова и Буковски. Сплошной постмодернизм, понимаешь ли...

-7

Вадим Левенталь. Маша Регина

Чем история закончилась, так и не узнал. Обычно стараюсь хотя бы долистать книгу до конца, а тут вдруг так лениво стало. Назвал бы роман очередной версией Золушки, но было бы не совсем точно. Хотя след Золушки отчётлив, а ещё мелькает Лолита и другие персонажи мировой литературы, распознавать которые не хотелось.

В целом же, история банальна и слегка (а местами и не слегка) неправдоподобна. Девятиклассница Маша едет в Петербург из некоего провинциального городка (отец пьёт, мать тащит на себе семью), чтобы поступить опять же в некую школу с интернатом. Экзамены она заваливает, но благодаря преподавателю А.А. (Гумберт Гумберт?), который что-то в девочке рассмотрел, остаётся при школе готовиться к осенней пересдаче. Девочка настойчива: за три месяца подбивает хвосты, поступает, чему-то учится (вообще непонятно, что за школа) и начинает жить с А.А. Уходит на ночь из интерната к преподу. Тут бы возмутиться: а где воспитатели?! Но в конце концов, не тюрьма же. Да и автор как бы специально оговаривается, что девочка взрослая, к этому моменту ей уже 17.

У Маши художественный талант, она поступает (случайно, пошла подругу поддержать) на режиссерский, и уже первая ее короткометражка собирает призы европейских фестивалей. Дальше - мировая слава, любовь разделённая и по делу (Маша расплачивается телом, если надо для съёмок) ну и явно что-то ещё, что я не осилил.

Вообще понял, что сплошной поток текста не для меня. Диалогов не хватало. Хотя есть очень вкусные куски, которые хотелось перечитывать, но остальное настолько вязко, что... см. начало.

-8

Лидия Гинзбург. Записные книжки

Это ж даже представить невозможно, но она была знакома и с Ахматовой, и с Мандельштамом, и Шкловским. При этом умерла относительно недавно - в 1990-м. К ней-то и известность пришла только в конце 80-х, с публикацией «Записок блокадного человека».

В блокадных записях поразили меня несколько страниц о еде и языке еды, если это так можно определить. Гинзбург описывает лето 42-го, когда самый страшный голод закончился. Она фиксирует разговоры в столовой («муж попросил суп из овсянки сварить», «а я селедку не ем») и анализирует подтекст. Там в каждой простой, на первый взгляд, фразе - характеристика и человека, и ситуации.

Политики в ее записях совсем немного: в 70-е пытается объяснить, как могли появиться 30-е, а в 80-е описывает свои встречи с органами. Раньше все-таки писать о таком было небезопасно.

-9

Анна Старобинец. Икарова железа

В аннотации Старобинец называют «русским Кингом», это, кстати, чуть было не оттолкнуло от чтения, однако ж выяснилось, что характеристика весьма и весьма близка к истине. Темы рассказов не банальны, развязки неожиданны и в напряжении держат. Прочитал на одном дыхании, прервавшись на пару перекуров.

Так что, если кто любит что-то подобное Кингу, то вот это - Кинг на российской закваске - вполне годное чтение.

-10