Западная окраина Краснодарского края - коса Чушка (ударение на последнюю букву), расположена в северной части Керченского пролива и берёт своё начало от мыса Ахиллеон.
Образована коса из кварцевого песка намытого реками, которые впадают в Азов, а её окончание и пляжи покрыты морскими ракушками.
Долгое время коса не имела русского названия. На картах 18 века её обозначали под разными названиями: "Северная" - из-за её положения в проливе, "Таманская" - поскольку она брала начало от Таманского полуострова, "Чёска" - по её очертаниям, напоминающим расчёску. Адыгское племя, проживавшее здесь издревле, называло косу "Чушху" - большой хвост.
В итоге, после окончания Кавказской войны, коса получила название Чушка - как искажённый старинный топоним.
На косе располагались рыбные заводы крупнейшего капиталиста Юга России - Александра Посполитаки. Рыболовные ватаги ловили, разделывали, солили рыбу, готовили из неё клей, топили жир. В тёплое время года в сети массово попадался дельфин - черноморская морская свинья, основным лакомством которого является хамса. В погоне за вкуснятиной дельфины влетали в рыболовные сети или в мелководные заводи и гибли там, не сумев выбраться из ловушек. Местные рыбаки называли этот вид дельфина "чушка"(ударение на первый слог), поэтому некоторые считают что название косы связано с дельфином.
Рыбный промысел на Чушке не угас после Революции и продолжался вплоть до начала Великой Отечественной войны. Из строений здесь были только временные балаганы для рыбаков, да дом маячника, следящего за двумя створными маяками, возвышающимися на окончании косы.
После освобождения Тамани от оккупации на Чушке началось строительство железнодорожного моста в Керчь. Для специалистов и рабочих основали посёлок и назвали его Чушка.
Переправу, в самом узком месте Керченского пролива пытались строить неоднократно. В 1943 году немцы построили канатную дорогу с Чушки до Керчи. При их отступлении она была частично разрушена.
На остатках немецких свай советское руководство приняло срочное решение возвести железнодорожный мост.
Времени и материалов, в разорённой войной стране, не хватало. Ураганные штормы и обледенение тормозили работы. Но в начале ноября 1944 по мосту уже прошёл первый поезд. Из-за того, что не были забиты дополнительные сваи, не отсыпаны дамбы, не построены ледорезы - опоры моста стали разрушаться льдом пришедшим из Азова. Мост вынуждены были демонтировать, но ещё долго из воды торчали старые сваи, мешающие судоходству.
Уроженец посёлка, рассказал мне, что в начале 50-х в Чушке проживало около шести тысяч человек. Работало три мостопоезда, строительные организации. Здесь же дислоцировались две воинские части. Работали роддом, поликлиника, школа восьмилетка, детский сад, клуб на триста мест. Источников питьевой воды на косе нет и не было. Её завозили в цистернах из соседнего посёлка Ильич.
После неудачного строительства моста жизнь в Чушке начала затухать. Организации и рабочие разъехались. Осталось около тысячи человек занятых на строительстве железнодорожной паромной переправы, закладке морского порта "Кавказ", обслуживании железной дороги и на работе в 3-х рыбцехах.
В октябре 1969 года сильный ураган поднял волны и затопил посёлок. Люди спаслись, но многие деревянные хозпостройки с птицей унесло в море. После этого события жителей Чушки начали переселять в дома посёлка Ильич. Посёлок на косе не было смысла развивать.
Зато морской порт процветал. Его грузооборот стал стремительно увеличиваться. В 90-е новые терминалы для вывоза за рубеж нефти и продуктов химической промышленности росли на глазах.
Оставшиеся жители хотя и имели под боком рабочие места - жить рядом с открытыми площадками по перевалке угля и серы не смогли. Сейчас все чушкинцы переселены в различные населённые пункты края или получили компенсации за утраченное жильё.
Надобность в посёлке пропала. Развивающийся морской порт "Кавказ" постепенно занимает территорию где раньше обитали люди.
Повсюду идёт активное строительство каких-то сооружений.
На парковке, вплотную к руинам, стоят автомобили с номерными знаками из разных регионов нашей страны.
По остаткам домов видно, что они были построены из натурального керченского камня. Из дерева возведены лишь хозпостройки.
Доживают последние дни некоторые строения, расположенные на самых удалённых от порта улицах. Здесь можно проехать свободно и посмотреть на исчезающую Чушку.
Ближе к зерновым и нефтяным терминалам, высокие валы грунта, как забор, закрывают территорию упраздненного посёлка.
Наконец посёлок Чушка уступил место развивающемуся морскому порту. Думаю это правильное решение. Ведь постоянно находиться вблизи крупных промышленных объектов нельзя. Лучше ездить сюда на работу вахтой, а проживать со своей семьёй в каком либо приветливом и тихом посёлке Тамани.