Вот уже долгое время не утихают толки и пересуды вокруг школьной программы по литературе. Именно этот предмет вызывает больше всего споров, достается всем и Достоевскому с его слишком взрослыми романами, и Салтыкову-Щедрину с непонятной для учеников сатирой, и гоголевским “Мертвым душам”, пугающих пятиклассников своим названием. Но больше всех достается Л.Н. Толстому, но не всему, а лишь его роману-эпопеи. Но в чем же проблема школьной литературы и так ли страшны в прочтении наши классики? На этот вопрос я хочу порассуждать на примере бессмертного произведения Льва Николаевича.
Начнем с того, что “Войну и мир” проходят в 10 классе, произведение учителя литературы задают на лето. Осилить четыре тома романа за 3 месяца, конечно, можно, если читать по диагонали. Но согласитесь, само произведение очень сложное. Многие думают, что из-за объема, но с этим я не согласна. Оно сложно не количеством страниц, а своей глубиной, насыщенностью и вот в этом и есть загвоздка. Есть произведения русских и иностранных писателей, которые легки в чтении, динамичны и интересны. Я не говорю, что “Война и мир” не интересна, напротив, переживания героев, их искания, ошибки знакомы многим. Читая роман видишь жизнь в другом ракурсе, другими глазами, но для того, чтобы понять его нужно иметь какой-то опыт и знания.
Не стоит забывать также, что “Война и мир” не единственное произведение, изучаемое школьниками в 10 классе. Если поискать в интернете, то можно с легкостью найти в списке литературы не менее сложный в прочтении роман Гончарова “Обломов”, “Преступление и наказание” Достоевского, “Отцы и дети” Тургенева, “Господа Головлевы” Салтыкова-Щедрина и “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова, при этом я не говорю о небольших повестях и рассказах, и двух пьесах “Вишнёвый сад” и “Гроза”. Каждое произведение заслуживает отдельного внимания, их можно перечитывать и находить что-то новое каждый раз. Проблема школьной литературы не в произведениях, а в ее перегруженности. У учителя на каждого писателя ограниченное число уроков, у учеников помимо литературы есть и другие предметы.
Итак, нужна ли “Война и мир” в школьной программе? Я помню, как проходили ее мы. К сожалению, целиком ее осилить практически никто не смог, к примеру, пока я дочитывала второй том, в школе мы уже перешли к другому произведению. Учительница старалась нам по методичкам рассказать о героях, мы писали какие-то сочинения, составляли характеристики, но все это носило не осознанный характер. “Война и мир” никак не хотела уложиться в голове, может быть, это только у меня. Трудно было понять искания Пьера, рухнувшие надежды Андрея Болконского, искренность и наивности Наташи. После школы я перечитывала произведение, и оно в совокупности со знанием истории открылось уже совсем с другой стороны.
Есть мнение, что если “Войну и мир” не проходить в школе, то потом ее никогда и не прочитаешь. Здесь я не соглашусь, далеко не всем она интересна после школы, это скорее дело вкуса, кому-то нравятся исторические произведения, кому-то нет. Далеко не в каждом одна и таже книга находит одинаковый отклик. Но стоит ли делать упор на романе, который практически не читается в школе, максимум это краткое содержание? Трудный вопрос, я бы сказала, что “Война и мир” стала частью традиций, отказаться от которых порой бывает сложно. Но время не стоит на месте, к сожалению или радости, и реформа школьной программы все острее назревает в воздухе. Появляются новые писатели, новые книги, историей становятся года, до которых кажется, можно дотянутся рукой.