Обсудим еще один тренд в рубрике #тренды : сериальность в книгах. Анализируя западный рынок, эксперты и литагенты отмечают, что важным преимуществом книги является возможность ее продления в серию: издатели не скрывают, что готовы публиковать те истории, которые можно превратить в сериал с энным количеством томов. Это окупает расходы и риски, связанные с публикацией.
Наши издатели идут тем же путем: книга должна или подходить в имеющуюся межавторскую серию (когда внутри одной серии публикуются разные авторы) или стать авторской (тогда серию "ведет" один автор, а книги в ней - или со сквозным сюжетом, или объединены локацией, жанром, иным способом). При этом издатели сразу оговаривают, что первая книга должна иметь сериальный потенциал, но при этом быть завершенной. Вот такой каламбур, который сразу закладывает "что, если" книга не пойдет.
А почему, собственно, она может не пойти, не завладеть вниманием читателя? Тут факторов много - начиная от отсутствия медийности (популярности) автора (например, если автор - новичок), заканчивая потерей интереса издателя к жанру (вот, например, сейчас издатели охотнее издают фэнтези в ущерб научной фантастике).
Кроме того, есть такое понятие как статистика продаж - в один период продажа половины книжного тиража за 1,5 месяца - успех, в другой период - нет. Сегодня, в условиях кризиса, издатели охотнее издают книги, которые разлетаются как горячие пирожки - и чаще всего это или развлекательная, легкая литература, или книги известных авторов с устоявшийся аудиторией, или зарубежные топовые новинки, обласканные премиями и вниманием амазон.
Но случается и такое, что закрываются и вполне успешные серии. Из-за чего такое может происходить? Давайте подумаем.
1. Ошибки пиара и менеджмента: оформление, позиционирование, аннотация, реклама, ожидания аудитории. Пожалуй, яркий пример "Молли Блэк" Ника Перумова. Автор с аудиторией "зашел" в новый для себя жанр и аудиторию - подростковое фэнтези. Издатель ожидал сравнимые тиражи, а... не сложилось. На мой взгляд, основная причина - в желании искусственно "подтянуть" к откровенно детской истории прежнюю взрослую аудиторию автора: прежним читателям оказалось неинтересно, а новые ее не смогли узнать (родители 10-12 летних детей просто не купили книгу, маркированную 16+, ожидая там сцены насилия, любовные сцены и прочее).
2. Длительный разрыв между книгами серии. На моей памяти такое приключилось с "По ту сторону реки"- одна из первых опубликованных книг в жанре славянского фэнтези (из современных). Авторы писали ее с длительными перерывами между основными книгами и завершающей. В итоге финальная книга серии практически потерялась.
3. Сюжетное "провисание". Общая канва серии усложнена тем, что герой должен расти от книги к книге. При этом, несколько книг попадают на т.н. "срединное болото" и отталкивают читателей. Большая проблема крупных циклов, когда первая книга - знакомство с миром и героями выходит яркая и динамичная, а дальше - мутно. Например, такое случилось со 2-4 книгами серии про Корморана Страйка.
4. Искусственная затянутость успешной на старте серии - тут перечень примеров может быть бесконечен. Успешную серию эксплуатируют бесконечно, пока она не "выгорит" до тла.
5. Издатель анонсирует серию, читатель, зная, что серия может быть недоиздана и брошена, ждет завершения и не покупает первые книги серии. Издатель видит отсутствие интереса и закрывает серию. Читатель возмущается - "ну я же говорил!". В этом случае читатель виноват не меньше издателя: если книга интересна, поддержите ее.
А вам встречались недооцененные серии?
В любом случае - ваши отзывы, ваше внимание к полюбившимся книгам - залог успеха всей серии. Поэтому, дорогие читающие, - читайте, комментируйте на страницах книжного магазина, советуйте друзьям.
#евгения кретова #книжный блог #писательское закулисье #книжные серии #книгоиздание
Подписывайтесь на канал : увлекательные истории, новости литературы, презентации книг и серий, авторский взгляд и писательское закулисье, а также заметки бывшего юриста - все это найдете на моем канале. 📕 Путеводитель по каналу
_________________________
Мои книги в книжных магазинах: Book.24 , Лабиринт , Озон , ЛитРес , Storytel , wildberries , my-shop .