Найти тему
Счастливый Кормчий

Учитель – или вожак стаи, или изгой

Здравствуйте, друзья! Моя сегодняшняя статья - это курс по выживанию в современных школьных реалиях.

источник - сайт "livemaster.ru"
источник - сайт "livemaster.ru"

Градус конфликтности, истерии, агрессивности вокруг школы достиг своего предела. Интернет переполнен видео о стычках между учителями и учениками. Учителя под натиском ученической и родительской вседозволенности уходят из школ. Преподавать уже почти некому.

Сегодня в школе может работать только очень стрессоустойчивый, обладающий высокой психоэмоциональной сопротивляемостью человек.

Эта статья адресована, прежде всего, моим коллегам – молодым педагогам. Зачастую они абсолютно не готовы к тому, с чем им придётся столкнуться.

Главное правило выживания вынесено в название статьи: Учитель – вожак стаи!

Да простят меня впечатлительные мамаши, но детская школьная братия живёт именно по законам стаи. И если ты слаб, эмоционально неустойчив, готов от любой провокации сорваться на крик, бегаешь с жалобами и докладными к классному руководителю или администрации, - ты для них НИКТО.

Поэтому учимся контролировать ситуацию.

1. Приветствие

Ни в коем случае не игнорируйте этот этап урока. Это своеобразный ритуал, который символизирует взаимное уважение и позволяет организованно «войти» в урок. Приучите детей вставать и замолкать, когда Вы входите в класс. Приветствуйте учеников только в ПОЛНОЙ тишине и готовности к уроку.

Помню случай из своей институтской жизни. Как-то читать лекцию по общей психологии пришёл не наш преподаватель. Он вошёл в аудиторию, мы встали (были приучены). «Ой, надо же! А на инфаке меня никогда не приветствовали вставанием!» - воскликнул лектор. ВСЁ! Одна фраза уничтожила его авторитет в глазах студентов.

2. Каа и бандерлоги

Пока идёт процесс взаимоадаптации, не расслабляйтесь ни на секунду. Это огромная психологическая нагрузка, но пройти этот этап необходимо.

Однажды мне отдали неуправляемый 8 класс. Сплошное бандитьё. Никогда не забуду реакцию их предыдущего учителя русского языка. Она была готова разрыдаться от счастья. Ещё бы! На уроке ученики не раз устраивали драки, ломали мебель, орали матом. Чтобы привести деточек в норму, пришлось примерить на себя образ Каа из сцены с бандерлогами. Не один день, не два – примерно месяц. Месяц жёсткой дисциплины! Этот месяц стоил, наверно, мне года жизни. Ведь внешняя картинка совсем не соответствовала тому, что у меня в этот момент происходило внутри. После полного осознания детками, кто в доме хозяин, ситуацию стала понемногу отпускать. В 9 классе мы расставались лучшими друзьями. Бывшие отъявленные бандиты говорили, что, не попади они ко мне в 8 классе, русский ни за что бы не сдали.

3. Неформальный лидер

В сложных классах важно выдержать поединок с неформальным лидером. Потому что именно он и его окружение будут Вас проверять, устраивая различные провокации. Нужно хорошо знать подростковую психологию, видеть иерархию внутри ученической группы, обладать чувством юмора, чтобы, не унизив, поставить провокатора на место. Так, чтобы было понятно, что следующая провокация грозит ему крахом в глазах его окружения.

4. Дистанция и требовательность

Молодые учителя очень часто допускают ошибку, которая обходится им потом очень дорого. Я говорю о нарушении границ и дешёвом авторитете. Нельзя с детьми играть в «своего парня». Понимать, принимать ребёнка таким, какой он есть, - надо. Заигрывать, подстраиваться, пытаться стать своим среди чужих – ни в коем случае!

Когда я вижу в коридоре молодого педагога – девушку, которая хохочет в группе старшеклассников, а, прощаясь, обнимается со всеми по очереди, я думаю: «Эх, моя ты красота! А потом ты приходишь ко мне и жалуешься, что они тебя не воспринимают. Ну, они же не дураки! Сегодня ты подружка, а завтра строгий учитель?! Так не бывает».

Другая ошибка, которую часто допускают молодые учителя, - завышенные оценки. Неоправданные «4» и «5» в 5-6 классе обернутся разочарованием в 9-ом. Тут свою лепту вносят родители, которые манипулируют молодыми педагогами, выпрашивая у них оценки. Помните о том, что эти же родители в 9 классе обвинят Вас в том, что Вы плохо подготовили их ребёнка: «Мы – то думали, что у нас «5», а оказалось…»

5. Профессионализм

Постоянно учитесь, погружайтесь глубоко в свой предмет. Изучайте то, что никогда не пригодится в рамках школьной программы, занимайтесь саморазвитием. Детям с Вами должно быть непросто, но интересно.

Однажды, после звонка с моего урока, я услышала реплику одного из 10-классников: «Фу, всё, на сегодня самое трудное позади! Сейчас физика, можно будет поспать». Одним предложением была дана оценка уроку и учителю физики.

6. Уважение к себе и окружающим

Не позволяйте себе повышать голос. При этом говорите уверенно, чётко, внятно. Крики, визги, ругань, истерика – это то, что разрушает Ваш авторитет, а не формирует его. Постепенно дети научатся понимать Вас без слов, реагируя на взгляд и жест.

Конечно, бывают ситуации, когда надо «придавить» голосом. Но не визжать, размахивая руками, а громко, лаконично, точно и сдержанно изложить свои требования.

Не позволяйте родителям говорить с Вами на повышенных тонах. «В таком тоне я с Вами разговаривать не буду», - это всё, что Вы должны сказать, если нарушены Ваши границы.

7. Несите своё имя

Вы - Учитель! Уважайте и любите свою профессию. Гордитесь ею. Только тогда эту профессию в Вашем лице будут уважать и окружающие.

Друзья мои! Впереди у Вас непростой путь. Если это Ваше предназначение, то, несмотря ни на что, Вы добьётесь успеха, и профессия станет не Вашим уязвимым местом, а Вашей бронёй, Вашей жизненной опорой. А Ваши ученики станут Вашими союзниками.

Здоровья, успехов, удачи!!!

Благодарю Вас за поддержку в виде "👍". Бесплатная подписка на канал – это возможность быть в курсе новых полезных публикаций.