Однажды в одном из узбекских кишлаков я услышала, как мать уговаривает своего маленького сына поесть: «Если не будешь слушаться, когда приедет Корбобо, его ослик скажет «Иа», и ты не получишь подарок». Удивительно, но речь шла о местном Деде Морозе, образ которого весьма необычен.
Знакомые объяснили, что в Узбекистане снег за весь зимний период выпадает всего несколько раз, да и то лежит недолго. Сугробов и гололеда практически не бывает, поэтому и Дед Мороз на санях с оленями до местной детворы не доезжает. Вместо него подарки вручает Корбобо — добродушный и веселый старичок в полосатом халате с красной тюбетейкой на голове. В узбекские кишлаки он въезжает на ослике, навьюченном мешками с подарками, в сопровождении своей любимой внученьки Коркиз (Коргыз).
Подарки получают только те дети, которые хорошо себя вели и слушали старших, но меня удивило, что достойных определяет не дедушка, а его ослик. Если он закричит «Иа», ребенок останется без подарка, зато если разрешит прокатиться на себе — весь следующий год должно везти.
Заинтересовавшись этой национальной особенностью, я решила сходить на новогоднее представление в Ташкенте, чтобы посмотреть на Корбобо, однако меня ждало разочарование. Оказывается, даже после распада Союза в крупных городах к детям на елку все так же приходят Деды Морозы и Снегурочки в привычном для русских образе. Правда, на некоторых представлениях их заменяют космическими персонажами — Звездным Волшебником и Звездной Феей.
Меня позабавило, что и волшебного ослика в крупных городах не встретишь, скорее уж увидишь вместо него мотоцикл. Приятельница рассказала, что несколько лет назад по Ташкенту ездили Корбобо на байках в красных тулупах, штанах и шапках с белой оторочкой. Они раздали детям сладости и отправились на главную новогоднюю елку столицы.
Из любопытства решила узнать, кто поздравляет детей с Новым годом и в других странах Азии, Закавказья и некоторых регионах России. Мне понравился образ Деда Мороза из Грузии, которого называют Товлис Бабуа. Этот седой дедушка носит традиционную белую бурку «набади» и шапку из овчины, а подарки раздает послушным детям с отменным аппетитом из огромного мешка с бубенцами «хурджини».
В Татарстане зимнего волшебника называют Кыш Бабай. Носит он шубу зеленого цвета с национальным орнаментом и отделанную мехом тюбетейку, а живет в собственной резиденции в 80 километрах от Казани. Любопытно, что принимать и поздравлять гостей Кыш Бабаю помогает не внучка, а дочка Кар Кызы в традиционном одеянии татарских женщин.
В Казахстане и Киргизии на Новый год приезжает на санях Аяз Ата в расшитой национальными орнаментами шубе и высоком головном уборе. Сопровождает его внучка с типичной монголоидной внешностью — Акшакар в Казахстане и Аяз Кыз в Киргизии. Слышала, что Аяз Ата скоро обзаведется собственной юртой в 40 километрах от Усть-Каменогорска, где будет одаривать гостей подарками.
Любопытный новогодний персонаж радует детей в Армении. Хранитель времени Каханд Пап, одетый в зеленый костюм и красный колпак с белой меховой оторочкой, оповещает о приближении праздников. Он приходит вместе со Снежной Ануш, но вместо подарков приносит советы: хранить мир, уважать друг друга, быть честными, мудрыми, трудолюбивыми и скромными, а также довольствоваться имеющимся.
В Монголии Деда Мороза зовут Увлин Увгун, изображают его в виде пастуха с кнутом и сумкой с трутом и огнивом. Любопытно, что у него есть не только внучка Зазан Охин, но и внучек Шинэ Жил. А вот в Таджикистане на новогодние праздники приходит дедушка Бобои Барфи в остроносых туфлях с помощницей Снежинкой — Барфак.
Думаю, у каждой народности, отмечающей Новый год, есть свой особенный волшебник. Однако сколь бы разными ни были иностранные коллеги русского Деда Мороза, одно остается неизменным — они дарят детям и взрослым сказку и надежду на лучшее будущее.
Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, о каких необычных новогодних персонажах слышали вы?