Найти тему

Рождество на картинах Возрождения

Сегодня во многих странах отмечается Рождество Христово. Поэтому я и представляю здесь несколько известных картин на эту тему.

Рогир ван дер Вейден (примерно 1400 - 1464) – это голландский живописец, который появился на свет в Турне, в Бургундии, около 1400 года. Родным языком его был среднефранцузский. Любовь к искусству мальчику прививал отец, бывший резчиком по дереву. И карьера будущего художника началась именно со скульптурных работ, что впоследствии наложило отпечаток на его ранние картины, там имеются угловатость фигур, ломаные и жесткие линии складок одежды. Когда Ван дер Вейден решил заняться живописью, то избрал для себя в наставники наиболее известного в тот период мастера – Робера Кампена, подумать только! - родившегося ещё до Куликовской битвы. Годы его жизни известны: с 1378-го по 1444-й. Это один из первых портретистов Европы.

Написан данный алтарь, естественно, на дереве, темперными красками.

Рогир ван дер Вейден. Картина "Алтарь Бладлена, центральная часть. Рождество Христово". 1459
Рогир ван дер Вейден. Картина "Алтарь Бладлена, центральная часть. Рождество Христово". 1459

Поклонение волхвов представлено здесь двумя из них, вместо обычных трёх. И, скорее всего, в виде их изображены донаторы, то есть лица, помогавшие храму.

Про художника Филиппо Липпи (1406-1469) я недавно писал. И у него есть очень достойная картина на ту же тему.

Филиппо Липпи. "Мистическое Рождество". 1450-е
Филиппо Липпи. "Мистическое Рождество". 1450-е

Здесь волхвов нет, но зато есть маленький Иоанн-Креститель слева, Сам Бог-Отец и Бог-Святой Дух - наверху. Вдали смиренно молится некто, возможно, это святой, которому посвящён храм.

Третья картина принадлежит великому представителю Северного Возрождения - Альбрехту Дюреру (1471-1528). Точнее, это не картина, а целый алтарь - так называемый Алтарь Паумгартнеров. Справа и слева, на створках, изображены Святой Георгий, держащий за шкирку поверженного дракона, и Святой Евстафий, держащий стяг с головой оленя, однажды встреченного им на охоте (олень имел между рогами распятие). Этим двум святым автор картины придал черты лица братьев Паумгартнеров - Стефана и Лукаса. Алтарь был заказан для церкви Святой Екатерины в Нюрнберге.

Альбрехт Дюрер. Алтарь "Паумгартнеров".
Около 1500.
Альбрехт Дюрер. Алтарь "Паумгартнеров". Около 1500.

К тому времени Дюрер уже осуществил своё путешествие в Италию, что чувствуется при просмотре средней части алтаря, с её арками и нежным небом. Дальняя арка - это граница между земным и небесным мирами. Центральные фигуры разного размера, из-за их значимости: Матерь Божия и Иосиф - крупные, остальные (ангелы-путти и донаторы) - маленькие. Вдали по ступенькам поднимаются пастухи, услышавшие Благую Весть о родившемся Спасителе. Пейзаж, подобный нидерландским (Дюрер у этих мастеров тоже учился), освещён огромной Вифлеемской звездой, и в её свете летит Ангел, указывающий путь пастухам, а вместе с ними - и всему человечеству.

Про художника Симоне Мартини (13-14-й века)

Подписка приветствуется, оценки тоже.