Сегодня во многих странах отмечается Рождество Христово. Поэтому я и представляю здесь несколько известных картин на эту тему.
Рогир ван дер Вейден (примерно 1400 - 1464) – это голландский живописец, который появился на свет в Турне, в Бургундии, около 1400 года. Родным языком его был среднефранцузский. Любовь к искусству мальчику прививал отец, бывший резчиком по дереву. И карьера будущего художника началась именно со скульптурных работ, что впоследствии наложило отпечаток на его ранние картины, там имеются угловатость фигур, ломаные и жесткие линии складок одежды. Когда Ван дер Вейден решил заняться живописью, то избрал для себя в наставники наиболее известного в тот период мастера – Робера Кампена, подумать только! - родившегося ещё до Куликовской битвы. Годы его жизни известны: с 1378-го по 1444-й. Это один из первых портретистов Европы.
Написан данный алтарь, естественно, на дереве, темперными красками.
Поклонение волхвов представлено здесь двумя из них, вместо обычных трёх. И, скорее всего, в виде их изображены донаторы, то есть лица, помогавшие храму.
Про художника Филиппо Липпи (1406-1469) я недавно писал. И у него есть очень достойная картина на ту же тему.
Здесь волхвов нет, но зато есть маленький Иоанн-Креститель слева, Сам Бог-Отец и Бог-Святой Дух - наверху. Вдали смиренно молится некто, возможно, это святой, которому посвящён храм.
Третья картина принадлежит великому представителю Северного Возрождения - Альбрехту Дюреру (1471-1528). Точнее, это не картина, а целый алтарь - так называемый Алтарь Паумгартнеров. Справа и слева, на створках, изображены Святой Георгий, держащий за шкирку поверженного дракона, и Святой Евстафий, держащий стяг с головой оленя, однажды встреченного им на охоте (олень имел между рогами распятие). Этим двум святым автор картины придал черты лица братьев Паумгартнеров - Стефана и Лукаса. Алтарь был заказан для церкви Святой Екатерины в Нюрнберге.
К тому времени Дюрер уже осуществил своё путешествие в Италию, что чувствуется при просмотре средней части алтаря, с её арками и нежным небом. Дальняя арка - это граница между земным и небесным мирами. Центральные фигуры разного размера, из-за их значимости: Матерь Божия и Иосиф - крупные, остальные (ангелы-путти и донаторы) - маленькие. Вдали по ступенькам поднимаются пастухи, услышавшие Благую Весть о родившемся Спасителе. Пейзаж, подобный нидерландским (Дюрер у этих мастеров тоже учился), освещён огромной Вифлеемской звездой, и в её свете летит Ангел, указывающий путь пастухам, а вместе с ними - и всему человечеству.
Про художника Симоне Мартини (13-14-й века)
Подписка приветствуется, оценки тоже.