Добрый день, дамы и господа! Студенческий научный журнал представляет вашему вниманию новую статью: 📰 Агитационные плакаты как средство коммуникации.
Приятного прочтения!
Социальная реклама — неотъемлемая составляющая культуры нашего мира. Ее целью является привлечение внимания общественности к актуальным вопросам современного общества, изменение отношения к каким-либо проблемам, в долгосрочной перспективе, выработка новых социальных норм поведения. Данная реклама — влиятельный способ общественной коммуникации и формирования отношения к окружающей действительности.
Наиболее актуальным связывающим элементом коммуникации является визуальный язык графики. Плакат — это разновидность графики, который окончательно сформировался только в конце ХIХ в. Связано это с появлением возможности тиражирования изображений и текста. Настоящий скачек в популярности плаката был в начале ХХ в. во время Первой мировой войны. Широкое распространение в это время получил агитационный плакат.
В дальнейшем он часто играл немалую роль как средство агитации, популяризации, коммуникации между гражданином и государством, а во второй половине ХХ в. распространяется во всех сферах жизни общества.
Несмотря на свою навязчивость, искусство плаката сыграло значительно положительную роль в формировании человеческих ценностей.
В процессе работы над социальным плакатом активно используются методы психологического подхода для воздействия на сознание человека. Опираясь на общие принципы психологии, особенностях зрительного и ассоциативного восприятия, умелый художник может создать социальный плакат, который наиболее эффективно будет действовать на зрителя.
А.Н.Лаврентьев, описывая особенности плаката как средства коммуникации, отмечает, что он отличается обычно крупным форматом, на нем иллюстрация или фотография сопровождается кратким текстом или девизом, используется в целях в агитации, рекламы, пропаганды, информирования или обучения.
С.И.Серов подчеркивает, что плакат является «наиболее массовой формой изобразительного искусства, выполняющей определенную утилитарную функцию, нацеленную на решение конкретных социальных задач», этому способствуют особенности исполнения этого вида визуальной коммуникации, когда «ясно и доходчиво представленная идея, раскрываемая с помощью ограниченного объема экспресс-информации». Автор подчеркивает, что плакат обязан воздействовать на зрителя за ограниченное время. Необходимость оперативности создает требования к конструкции и стилю создания плаката. Современный плакат использует широкий спектр изобразительных средств и техник. Возможности широкого использования смешанной техники и компьютерной графики делают плакат незаменимым коммуникационным носителем.
Социальный плакат призван, в первую очередь, убедить зрителя. Как род агитационного искусства он не может быть посвящен прошлому или проектировать будущее, а его тема должна быть современной и актуальной. Плакат должен служить образному воплощению жизненно значимой идеи в присущих ему изобразительных средствах. Важно учесть в социальном плакате быструю считываемость зрителем, поэтому дизайнеры часто используют текст, который должен быть лаконичен, читабелен и соответствовать поставленной задаче.
Затрагиваемая тема, в большинстве случаев, – это ключевой элемент содержания, так как плакат категоричен в силу агитационной ориентированности.
Дизайнеры и художники рекомендуют помнить об однозначности толкования для усиления выразительности. Важнейшим этапом создания данного средства коммуникации является выбор грамотной композиции, которая помогает максимально четко передать содержательную сторону и отразить затронутую проблему в плакатном образе. Исходя из необходимости быстрого и однозначного считывания основной идеи плаката, рекомендуется помнить о продуманном управлении взглядом зрителя. Эту задачу можно решить путем выноса на передний пространственный или акцентно-изобразительный план главный композиционный центр.
Современный дизайн насчитывает множество приемов и самых разнообразных материалов. Дизайн плаката может быть цветным или черно-белым, нарисованным от руки или с помощью графических программ, любые возможные материалы, фотографии, объем и полотно. Дизайнер при его создании в средствах и способах выражения абсолютно свободен, но при этом желательно чтобы изобразительные средства «работали» на идею.
Таким образом, социальный плакат на протяжении своей истории менялся под влиянием множества факторов, но по своей задаче пропаганды следовал неизменно. Социальный плакат как система визуальной коммуникации имеет влияние на различные слои социума: грамотно созданный плакат становится мощным инструментом транслирования новых ценностей и актуализирует поднятую проблему.
Автор статьи: Daria
Редактор статьи: Юлия
<___________________________>
Авторское право: Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых интернет источников ЯНДЕКС КАРТИНКИ(https://yandex.ru/images/) и принадлежат их авторам.