Найти тему
Книжный мiръ

«Писатель пишет жизнью своей». 120 лет со дня рождения русского писателя Александра Фадеева (1901–1956).

Маленький Саша Фадеев рос весьма одаренным ребенком. Наблюдая со стороны за обучением старшей сестры, четырех лет от роду он выучился не только читать, но и сочинять необыкновенные приключенческие истории. Стоит ли удивляться, что любимыми писателями мальчика были Джек Лондон, Майн Рид, Фенимор Купер и Жюль Верн.

Уехав во Владивосток учиться в коммерческом училище, вскоре стал одним из лучших учеников; посещая литературный кружок, начал писать стихи и рассказы, даже получил за них несколько премий! Жаль, что закончить обучение не довелось: наступали «события», неудержимо манила революционная деятельность. Александр вступил в РКП(б), начал работать партагитатором, попал в Особый Коммунистический отряд красных партизан, в боевых действиях был ранен. Второе ранение не заставило себя ждать – юноша получил его при подавлении Кронштадтского восстания. 

Многовато войны для неполных двадцати лет, и после лечения Фадеев остается в Москве, поступает в Горную академию. Литературный труд по-прежнему удается: в 1923 году в журнале «Молодая гвардия» печатают рассказ «Против течения», Фадеева принимают во Всероссийскую ассоциацию пролетарских писателей (ВАПП).

Партийные дела не оставляют даже малой толики времени на творчество, и Фадеев обращается с просьбой о переводе на журналистскую работу, начинает работу над романом «Разгром». Даже отрывки из еще не готового романа производят огромное впечатление на литературных руководителей того времени – Фадеева всячески «привечают», приближают и обласкивают. Уже в конце двадцатых Фадеев попадает в обойму – становится одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей. 

Когда по личной инициативе Сталина ликвидировали РАПП, Фадеев не растерялся и не пропал, как многие его коллеги: писатель успел вовремя соскочить с подножки летящего в пропасть поезда, опубликовав в «Литературной газете» цикл разгромных статей «Старое и новое». Гибкая деятельность принесла свои результаты: Фадеева приняли в оргкомитет нового Союза писателей, одного из немногих пригласили на историческую встречу со Сталиным, состоявшуюся на квартире Максима Горького.

… Башкирия, Южный Урал, Дальний Восток, Чехословакия, горящая в огне войны Испания, Франция – чего искал не находящий внутреннего душевного покоя литератор? Фадеев никогда не был двурушником, но как настоящий солдат партийной литературы, молодой писатель и организатор не обсуждал приказов, громя несогласных с ее генеральной линией «отщепенцев» - Евгения Замятина, Андрея Платонова, Бориса Пильняка. Но выступал и с защитой: пытался освободить арестованного Михаила Кольцова, обратившись с личной просьбой к Сталину, клялся самым дорогим – партийным билетом – ручаясь за друзей-коммунистов. Илья Эренбург отозвался о Фадееве так: «Он был смелым, но дисциплинированным солдатом, он никогда не забывал о прерогативах Главнокомандующего». 

Приближенному к власти писателю было доступно все: печать книг в лучших издательствах, в популярнейших литературных журналах. Только новых книг не было, полная творческая пустота…  

Война. 1943 год. После освобождения донецкого Краснодона страну потрясла страшная история: из шурфа шахты извлекли несколько десятков трупов подростков, замученных оккупантами и брошенными в шахту живыми. Все они состояли в подпольной организации «Молодая гвардия». Написать о подвиге героев-молодогвардейцев поручили Фадееву, и уже в 1946 году выходит одноименный роман, с восторгом принятый читателями; маститый режиссер Сергей Герасимов приступает к съемкам ставшего впоследствии культовым фильма.

А вот партийное руководство народной любви к роману не разделило: последовала жесткая критика писателя за недостаточно отраженную в книге роль Коммунистической партии – ну, не могла так действовать совсем зеленая молодежь, сама по себе. Фадеев пытался спорить, доказывая, что книга – не документальное произведение, а роман, «который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел». 

Споры и махиной идеологического контроля были по умолчанию бессмысленны, и в 1951 году выходит вторая редакция «Молодой гвардии», одобренная, тиражированная и на долгие годы поселившаяся во всех учебных программах. А вот вышедший к тому времени фильм переделать не удалось, может быть, поэтому его до сих пор смотрят?

📖 Из книг и статей Александра Фадеева:

✍🏻 Хочешь изменить плоды – видимое, сначала измени невидимые корни.

✍🏻 Кто есть первый воспитатель молодежи нашей? Учитель. Учитель! Слово-то какое!.. В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель - это первый человек. Будущее наших детей нашего народа - в руках учителя, в его золотом сердце.

✍🏻 Всегда есть альтернатива: верой приближать успех или сомненьями отдалять его.

✍🏻 Но должно же быть у человека в душе святое, то, над чем, как над матерью родной, нельзя смеяться, говорить неуважительно, с издевкой.

✍🏻 Сущность человека лучше всего, благороднее и совершеннее всего выражается через его деяния, через его труд и творчество.

✍🏻 Впечатления! Да ведь они — только случайности жизни, а не сама жизнь.

✍🏻 Всякие великие явления литературы обязаны народной почве. И всякий большой писатель не может не чувствовать своей ответственности перед нацией и перед народом.

✍🏻 Когда труд свободен, он превращается в творчество. 

✍🏻 И в чем, как не в деятельности, понимая ее всесторонне, может проявить человек свои высшие моральные достоинства?

✍🏻 Литература — учит, ее главная тема — жизнь человека.

✍🏻 Для любви равно необходимы и суровые испытания жизни, и живые воспоминания того, как она, любовь, начиналась. Первые связывают людей, вторые не дают стареть.

✍🏻 Особенность русской литературы — видеть, находить элементы красоты в самой действительности; отсюда — привлекательные, светлые, сильные образы русской литературы.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!