Уважаемые друзья, ФиаскоФобия снова на связи! Причем, с огромной благодарностью к вам - нашим внимательным и пытливым читателям, Не успели мы опубликовать пролог (не путать с некрологом!) о нашей предстоящей истории о Герцоге Бироне, как тут же приходится вносить него - в пролог - исторические правки. Что мы с удовольствием и делаем.
Итак, в наш сюжет мы включили несколько фотографий - как авторских, от собственного спецкора ФиаскоФобии, так и общедоступных, обнаруженных нами на просторах интернета. И вот совершенно неожиданно получаем (оплеуху по затылку…) сообщение от нашего уважаемого по-читателя Г-на Бориса Бочарникова о том, что на одном из портретов, подписанных как В.В. Растрелли, изображен вовсе не русский архитектор!!! А его коллега по цеху, не менее известный итальянский архитектор Сеньор Фердинандо Фуга!! Вот так фиаско, откуда не ждали!
Но, как говорится, орешек знанья твёрд, и все же мы решили его погрызть! Достали лопаты и начали копать. И вот что прояснилось - Уважаемый Г-н Бочарников совершенно прав! Причем он оказался правее не только нас - невнимательных авторов статьи о Бироне (кстати, весь редакторский отдел ФиаскоФобии уже нещадно уволен и отправлен без содержания в ссылку в Италию…). Вместе с нами заблуждались также и искусствоведы Государственного Эрмитажа, которые - внимание, умное слово! - атрибуировали данное полотно как «художник Лукас Конрад Пфанцельдт. Портрет Франческо Бартоломео Растрелли. 1732—1740-е гг.». В общем, не так и обидно, раз уж мы сели в почётную лужу вместе с Эрмитажскими экспертами.
Так кто же тогда на портрете изображен? С бескорыстной помощью нашего читателя - представляем вам всем, дамы и господа - Фердинандо Фуга (1699 - 1782), папский и королевский архитектор, спроектировавший барочный фасад базилики Санта Мария Маджоре (это его триумф… по мне так, Митавская дача тоже ничего… но, мы не зодчие!).
Даже доказательства его личности существуют. Во-первых, медаль, висящая на ленте на груди архитектора - это Папский Орден Христа, которого у Растрелли не было (и никак не могло быть, факт!), а Фуга был им официально награжден в 1732 году. Во-вторых, существует более ранняя гравюра с изображением этого же человека, подписанная как «Кавалер Фердинандо Фуга, Флорентиец, Первый архитектор Короля обеих Сицилий».
Но все же… а как же тогда на самом деле выглядел Варфоломей Варфоломеевич?! И тут мы готовы предложить вам, уважаемые господа ФиаскоФобы, свою версию внешности русского зодчего. Тут уж пан или пропал: либо реабилитируемся за фиаско, либо уж полный цугцванг.
Резюмируем: вариантов внешности Бартоломео Растрелли в живописи (ещё одно умное слово - иконография!) мы смогли обнаружить целых три!
Причем, если первые два ещё как-то похожи друг на друга, то третий, что называется, ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца. Для процедуры идентификации / опознания давайте присвоим каждому персонажу свой уникальный номер: Растрелли № 1; Растрелли № 2; Растрелли № 3. Под первым номером, как мы уже с Вашей помощью выяснили, вовсе не скрывается Сеньор Фуга. ВещДок под номером 3 также проходит по делу как портрет Растрелли работы художника Макарова за 1794 год из запасников Эрмитажа, но! Как сообщает нам Чикагский Институт Искусств - тот, что в Чикаго, очевидцы опознают в этом персонаже автопортрет знаменитого французского портретиста Николя де Ларжильера, написанного им самим с собственной натуры в 1725 году. Да и не похож он на Растрелли, честно говоря.
Методом исключения выбираем - та-дам! - вариант Растрелли № 2! Вот такое вот гадание на исторических картинах. В пользу второго варианта говорит также то, что написан был портрет художником по призванию и графом по должности Пьетро Антонио Ротари, являвшимся близким другом Растрелли, да и Креста на нём - то есть, Папского Ордена - тоже нет. Картина эта в настоящее время экспонируется в Государственном русском Музее в Санкт-Петербурге.
Но мы не успокоились на достигнутом, уважаемые Дамы и господа живописофилы, и провели ещё один следственный эксперимент, чтобы окончательно утвердить подлинность личности, изображенной на варианте Растрелли № 2. Дабы восстановить физиогномическую справедливость, мы срочно отправили курьера на самокате в Царское Село, где, как Вам всем хорошо известно, установлен Бюст Франческо Бартоломео Растрелли, с заданием сфоткать и доставить нам фото для сравнения с картинным оригиналом. И… вуаля!
Лица на фото и на портрете номер 2 совпадают по… примерно 98-ми антропоморфным параметрам (сбились со счёта, когда сравнивали бюст и портрет), что позволяет нам с уверенностью заявить: Варфоломеич был не таким симпатичным, как его визави Фердинандо из Италии! Истина, как всегда, восторжествовала!
Только… если это и вправду Растрелли, то откуда же на его бюсте Папский Орден..? Следствие продолжается… Всегда ваша и всегда на службе, ФиаскоФобия.