Найти тему
Fiasco Fobia

Неопознанные Лица или Фиаско во имя Справедливости

Уважаемые друзья, ФиаскоФобия снова на связи! Причем, с огромной благодарностью к вам - нашим внимательным и пытливым читателям, Не успели мы опубликовать пролог (не путать с некрологом!) о нашей предстоящей истории о Герцоге Бироне, как тут же приходится вносить него - в пролог - исторические правки. Что мы с удовольствием и делаем.

Итак, в наш сюжет мы включили несколько фотографий - как авторских, от собственного спецкора ФиаскоФобии, так и общедоступных, обнаруженных нами на просторах интернета. И вот совершенно неожиданно получаем (оплеуху по затылку…) сообщение от нашего уважаемого по-читателя Г-на Бориса Бочарникова о том, что на одном из портретов, подписанных как В.В. Растрелли, изображен вовсе не русский архитектор!!! А его коллега по цеху, не менее известный итальянский архитектор Сеньор Фердинандо Фуга!! Вот так фиаско, откуда не ждали!

Франческо Бартоломео Растрелли. Портрет кисти Лукаса Конрада Фанцельта (1716-1788).
Франческо Бартоломео Растрелли. Портрет кисти Лукаса Конрада Фанцельта (1716-1788).

Но, как говорится, орешек знанья твёрд, и все же мы решили его погрызть! Достали лопаты и начали копать. И вот что прояснилось - Уважаемый Г-н Бочарников совершенно прав! Причем он оказался правее не только нас - невнимательных авторов статьи о Бироне (кстати, весь редакторский отдел ФиаскоФобии уже нещадно уволен и отправлен без содержания в ссылку в Италию…). Вместе с нами заблуждались также и искусствоведы Государственного Эрмитажа, которые - внимание, умное слово! - атрибуировали данное полотно как «художник Лукас Конрад Пфанцельдт. Портрет Франческо Бартоломео Растрелли. 1732—1740-е гг.». В общем, не так и обидно, раз уж мы сели в почётную лужу вместе с Эрмитажскими экспертами.

Так кто же тогда на портрете изображен? С бескорыстной помощью нашего читателя - представляем вам всем, дамы и господа - Фердинандо Фуга (1699 - 1782), папский и королевский архитектор, спроектировавший барочный фасад базилики Санта Мария Маджоре (это его триумф… по мне так, Митавская дача тоже ничего… но, мы не зодчие!).

Поправочка_Фердинандо Фуга_Неаполитанская школа; школьники Джузеппе Бонито или Гаспаре Траверси, примерно 1730-е годы
Поправочка_Фердинандо Фуга_Неаполитанская школа; школьники Джузеппе Бонито или Гаспаре Траверси, примерно 1730-е годы

Даже доказательства его личности существуют. Во-первых, медаль, висящая на ленте на груди архитектора - это Папский Орден Христа, которого у Растрелли не было (и никак не могло быть, факт!), а Фуга был им официально награжден в 1732 году. Во-вторых, существует более ранняя гравюра с изображением этого же человека, подписанная как «Кавалер Фердинандо Фуга, Флорентиец, Первый архитектор Короля обеих Сицилий».

Кавалер Фердинандо Фуга, Флорентиец, Первый архитектор Короля обеих Сицилий, Гравюра
Кавалер Фердинандо Фуга, Флорентиец, Первый архитектор Короля обеих Сицилий, Гравюра

Но все же… а как же тогда на самом деле выглядел Варфоломей Варфоломеевич?! И тут мы готовы предложить вам, уважаемые господа ФиаскоФобы, свою версию внешности русского зодчего. Тут уж пан или пропал: либо реабилитируемся за фиаско, либо уж полный цугцванг.

Резюмируем: вариантов внешности Бартоломео Растрелли в живописи (ещё одно умное слово - иконография!) мы смогли обнаружить целых три!

Три Варианта Портрета Растрелли из разных музеев
Три Варианта Портрета Растрелли из разных музеев

Причем, если первые два ещё как-то похожи друг на друга, то третий, что называется, ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца. Для процедуры идентификации / опознания давайте присвоим каждому персонажу свой уникальный номер: Растрелли № 1; Растрелли № 2; Растрелли № 3. Под первым номером, как мы уже с Вашей помощью выяснили, вовсе не скрывается Сеньор Фуга. ВещДок под номером 3 также проходит по делу как портрет Растрелли работы художника Макарова за 1794 год из запасников Эрмитажа, но! Как сообщает нам Чикагский Институт Искусств - тот, что в Чикаго, очевидцы опознают в этом персонаже автопортрет знаменитого французского портретиста Николя де Ларжильера, написанного им самим с собственной натуры в 1725 году. Да и не похож он на Растрелли, честно говоря.

Это точно не портрет Растрелли кисти Макарова за 1794 год из Эрмитажа, а Автопортрет Николя де Ларжильера за 1725 год
Это точно не портрет Растрелли кисти Макарова за 1794 год из Эрмитажа, а Автопортрет Николя де Ларжильера за 1725 год

Методом исключения выбираем - та-дам! - вариант Растрелли № 2! Вот такое вот гадание на исторических картинах. В пользу второго варианта говорит также то, что написан был портрет художником по призванию и графом по должности Пьетро Антонио Ротари, являвшимся близким другом Растрелли, да и Креста на нём - то есть, Папского Ордена - тоже нет. Картина эта в настоящее время экспонируется в Государственном русском Музее в Санкт-Петербурге.

Но мы не успокоились на достигнутом, уважаемые Дамы и господа живописофилы, и провели ещё один следственный эксперимент, чтобы окончательно утвердить подлинность личности, изображенной на варианте Растрелли № 2. Дабы восстановить физиогномическую справедливость, мы срочно отправили курьера на самокате в Царское Село, где, как Вам всем хорошо известно, установлен Бюст Франческо Бартоломео Растрелли, с заданием сфоткать и доставить нам фото для сравнения с картинным оригиналом. И… вуаля!

Растрелли в красках и в бронзе, одно лицо. Дело закрыто... кажется
Растрелли в красках и в бронзе, одно лицо. Дело закрыто... кажется

Лица на фото и на портрете номер 2 совпадают по… примерно 98-ми антропоморфным параметрам (сбились со счёта, когда сравнивали бюст и портрет), что позволяет нам с уверенностью заявить: Варфоломеич был не таким симпатичным, как его визави Фердинандо из Италии! Истина, как всегда, восторжествовала!

Растрелли с Папским Орденом Христа... не верю!
Растрелли с Папским Орденом Христа... не верю!

Только… если это и вправду Растрелли, то откуда же на его бюсте Папский Орден..? Следствие продолжается… Всегда ваша и всегда на службе, ФиаскоФобия.