В трудные времена нужны силы. Поэтому в такие периоды очень велик запрос на славное прошлое. А если точнее, на ДЕЙСТВУЮЩИЕ ОБРАЗЫ этого самого прошлого - на то, что будет помогать и вдохновлять, придавать стойкости в борьбе. В XIII - XIV веках, во время ордынского ига, велик был спрос на былины, в которых побеждали могучие богатыри. В СССР - перед самой войной, в годы войны и после был запрос на сильные образы русского прошлого, от Александра Невского и Дмитрия Донского до Суворова и Кутузова. Сейчас - запрос на сильные образы прошлого советского. Тоже своего рода былины.
Нас пока что мало. 30 декабря, первый день показа фильма "Чемпион мира" - нас в кинозале три человека. Я и ещё... две девушки, которые чуть ли не вдвое меня моложе. Когда я иду на тот или иной фильм, я никогда не читаю о нём ни отзывов, ни рецензий - чтобы не сбиться. Иду наудачу. И то, что вместе со мной молодёжь пошла на ТАКОЕ кино - хороший знак для меня.
Спортивные драмы - популярная тема для современного российского кинематографа. Прекрасная возможность совместить и зрелище, и любовь, и политику. Уровень фильмов, конечно, разный, но есть действительно вершины, - такие, как "Легенда № 17" и "Движение вверх". Но там всё-таки хоккей и баскетбол, там динамика. А тут, в "Чемпионе мира" - шахматы. Где тут разгуляться, на чём создать сильное кино - хотя и русское (т.е. душевное) , но всё же современное, требующее каких-никаких, но эффектов?
И режиссёр (он же и сценарист) Алексей Сидоров блестяще выходит из положения. Например, увеличивая фигуры - или создавая своего рода видения у героя, когда вместо сражения на доске происходит битва рыцарей - на конях и в доспехах; тут вспоминается "Август Восьмого", где тоже реальные бои перемежаются с виртуальными). Или же - очень зрелищное погружение в мозг героя, путешествие по извилинам, вспышки нейронов, напряжённый поиск верного хода. Битва сверхинтеллектов - и всё это под мощную музыку Артёма Васильева (известного нам по "Экипажу" Николая Лебедева).
"Дуэль" - пожалуй, ключевое слово фильма. Битва двух. Битва Карпова с Корчным (и здесь же - некоторое противостояние, состязание исполнителей главных ролей: маститый Хабенский хорош в роли маститого Корчного, но и молодой Янковский очень даже убедителен в образе молодого Карпова).
Битва двух - это и битва двух миров: Русского и западного. Причём, тогда, в 70-е, когда спорт был относительно честным, - но никогда он не был вне политики. И очень-очень всё узнаваемо: раздутие из Корчного "сакральной жертвы режима" (потом его продолжателем станет Каспаров), провокации в адрес нашей делегации и лично Анатолия Карпова. Здесь и ночные полёты вертолётов над советской резиденцией, и маги с телепатами на матче, и сектанты-террористы из "Ананды Марги". Хотя, в свете того, что станет со спортом потом, понимаешь, что это ещё цветочки были.
И ещё несколько линий есть в фильме, о которых можно сказать как о "битве двух". Здесь и противостояние человека и системы - когда Карпов хочет играть против Корчного, а Госкомспорт старательно отговаривает ("Есть мнение - не нужно ввязываться в сомнительные истории..."). Когда министр спорта говорит герою перед матчем: "Проиграешь - в порошок сотру!" - а тот отвечает: "Вы меня не пугайте. Думаете, лучше играть буду?". И то, что министр перестраховывается, поручая своему заместителю заранее готовить разгромные статьи о Карпове в прессе - всё это, кстати, в плюс создателям фильма, ибо они сумели показать Советский Союз очень неоднозначным, и в то же время НАШИМ, родным. Это как раз и есть любовь, помноженная на мастерство. И в этом "Чемпион мира" - достойный продолжатель уже упомянутых "Легенды № 17" и "Движения вверх".
"- Они ведь раньше были друзьями?
- Чемпионский матч и дружба - несовместимы..."
"Шахматы и есть война..."
"Хочешь быть лучшим - будь готов потерять всё..."
"- Ты вернёшься домой с позором!
- Зато домой! "
Дружба и борьба, любовь и смерть: в фильме, как и в жизни, всё очень рядом. И своей любимой женщине (роль Дианы Пожарской) герой говорит: "Я никогда не буду любить тебя больше, чем игру". Они ссорятся, и не раз - и в самый пиковый момент игры именно любимая и выручает чемпиона. И тяжелобольной отец героя (роль Фёдора Добронравова) борется и со своей неизлечимой болезнью и, как может, морально поддерживает сына. "Чуть-чуть осталось" - говорит папа в телефонной беседе, и сердце сжимается: то ли это про матч, а скорее всего, что совсем не про матч...
Фильм по-хорошему держит в напряжении - от первого кадра до последнего. И те молоденькие девчушки, которые вместе со мной сидели в зале - они не уходили даже тогда, когда уже титры пошли.
И в конце - о конце картины. Три очень знаковых штриха.
Первый - поднятие советского флага в ознаменование победы Карпова. Знаете, что это? Это своего рода ответ на спуск красного флага над Кремлём - 30 лет назад. Флаг поднимается, и ещё довольно долго остаётся в фокусе внимания оператора...
Второй - возвращение героя в детство, когда юный Карпов идёт на игру вместе с отцом.
"- Папа, а ты пойдёшь со мной?
- Конечно. Я всегда буду с тобой..." Это ведь то самое: "У Бога все живы"...
Третий - Карпов посылает Корчному картину, подаренную ему Фишером. И записку "Спасибо за игру". То есть - все мы люди. И Корчной - тоже человек, с непростой судьбой (начинал играть подростком ещё в блокадном Ленинграде), но человек, внесший достойный вклад в развитие шахмат. Что признаёт и советский чемпион, и создатели фильма.
" Чемпион мира" только начинает своё шествие по большим экранам. Хочется надеяться, оно будет действительно чемпионским...
Уважаемые читатели! Ваши подписки, лайки и комментарии помогают данной публикации продвигаться по алгоритму Дзена. Благодарим вас за поддержку нашего канала!
#российское кино #фильм чемпион мира 2021 #константин хабенский #иван янковский #анатолий карпов #виктор корчной #ссср история