Найти тему

Восприятие пространства младшими дошкольниками: что нужно знать

Мы продолжаем разговор о развитии пространственного восприятия у детей (начало в предыдущих статьях).

Интересно, что восприятие младшими дошкольниками геометрических фигур достаточно сильно отличается от такового у взрослых. Мы воспринимаем яблоко или мяч прежде всего как сферические или шарообразные предметы, т.к. в нашем сознании есть такие абстрактные категории как сфера и шар. А ребенок 2,5 - 3 лет, наоборот, часто описывает геометрические фигуры (как на плоскости, так и в пространстве) через знакомые ему вещи, то есть опредмечивает их. В геометрической абстракции ребенок видит своё: квадрат – это платок, карман, дом, треугольник – зонтик, круг – колесико, мячик, два круга рядом – очки, несколько кругов рядом – бусы и т.п.

И только после планомерного знакомства с фигурами в возрасте от 2,5 до 5 лет ребенок начинает узнавать и выделять в пространстве знакомые формы, описывать новые предметы в геометрических категориях: "круглое", "треугольное", "похоже на пирамиду" и т.д.

В этом отношении очень показателен, например, отрывок из произведения Н. Носова "Повесть о моем друге Игоре". В возрасте около 3 лет внук автора описывает увиденный им впервые заграничный автомобиль таким образом:

"Здесь вот так, а здесь так, тут вот это, а здесь такая вот ровная штука, а здесь такая длинная, как колбаса квадратная".

Мы видим, что у малыша только начинает формироваться представление о форме как основной характеристике предметов. Ему проще показать жестами, как выглядит та или иная вещь, или сравнить её со знакомым предметом ("колбаса"), потому что словарный запас еще недостаточен для выражения увиденного. В лексиконе Игоря уже присутствует слово "квадратный", но оно пока еще, как можно заметить, слабо связано с той плоскостной равносторонней фигурой, которую мы привыкли представлять при слове "квадрат". В понимании ребенка квадрат - это просто что-то, имеющее углы, поэтому и появляется такой словесный шедевр как "квадратная колбаса", мастерски подмеченный писателем.

Продолжение в следующей статье. Не пропустите!

Оставляйте свои комментарии и оценки - это очень важно для нас!