Ростовчанки из проекта «Селфмама» желают жить вне стереотипов «все успевать» и «я же мать». Их выбор – «достаточно хорошая мать», так британский психолог Дональд Вииникотт назвал женщину, которая имеет право на ошибку.
Не каждая современница умеет быть «достаточно хорошей матерью», ведь в обществе царит детоцентризм, вот и придумали образовательный проект, где учат, как быть мамой и оставаться собой.
Под названием «Селфмама» есть группы в соцсетях, регулярные мероприятия и вебинары, и даже прошел недавно международный форум. Он стартовал в Москве, онлайн к нему подключались разные города, в том числе Ростов-на-Дону.
Противоречивые задачи
Детоцентризм – это когда интересы наследника важнее всего и превыше потребностей других членов семьи. «Ребенок в центре внимания, - уточнила психолог Евгения Суббота, – на него направлены все инвестиции, энергия и эмоции взрослых».
«Родители пытаются чего-то достичь и заявить о себе только через ребенка, - добавила ростовский организатор форума Лидия Красильникова. – Это бывает не везде. Я выросла в многодетной семье, нас было пятеро. Родители не лишали нас внимания, но были сконцентрированы на стратегии выживания, и все мы были командой».
Управляющий партнер проекта «Селфмама» Светлана Алтухова уверена: детоцентризм – социальный вирус, разрушающий личности родителей, особенно женщин.
С одной стороны, общество заставляет маму подчиниться единственной цели – воспитанию ребенка. Диктует ей, как думать, жить, что делать, как одевать детей, куда водить. С другой, когда мать слишком погружается в родительские обязанности, ей говорят, что она не занимается собой. От невозможности выполнить такие противоречивые задачи женщина считает себя неполноценной.
Количество внимания
Есть разные мнения, откуда и почему взялся детоцентризм. Участницы форума больше всего говорили о нем как о российском варианте и наследии 90-х. Тогда у родителей не было столько времени, как сейчас, чтобы заниматься детьми.
Мужчины и женщины работали, их усилия были направлены на то, чтобы выжить, закрыть базовые потребности ребенка, чтобы он был сыт, как-то одет, имел какое-то образование. Немногие думали еще о том, что он читает, каким вырастет. Повзрослевший ребенок теперь пытается ставить своих детей на первое место, дать им столько внимания, сколько, как он считает, сам не получил.
Еще одно объяснение детоцентризма - расслоение общества в 90-х. В советское время все люди жили примерно одинаково. Потом соблазнов стало больше, а доходы населения не росли такими темпами. Родители не могли что-то купить ребенку, а раз так – значит, были плохими. Взрослый обиженный ребенок, уже сам родитель, из кожи вылезет, но приобретет, что хочет отпрыск, чтобы в 40 лет чадо не поминало его лихом.
Стремиться к балансу
Детоцентризму подвержены неполные семьи, особенно если мама растит мальчика. Все больше мужчин оставляют ребенка после развода себе или заводят его от суррогатной матери и посвящают себя ему.
Гиперопекаемы – долгожданные и поздние дети. Если ребенок вырос в неблагополучной семье, он иногда стремится делать все не так, как было в его детстве, и возникают перекосы.
В ситуации детоцентризма нет победителей, но все проигравшие, ведь взрослые всем жертвуют, а дети вырастают инфантильными. Вот потому-то, подчеркнули участницы форума, и нужно стремиться быть «достаточно хорошими», а не идеальными родителями. «Достаточно хорошая» цель, в отличие от идеала, точно достижима.
Четкой границы между детоцентризмом и вниманием к ребенку, сказали собеседницы, нет. Если хочется ее поискать, можно, например, посчитать, сколько денег или сколько времени тратится на родителей и на ребенка. Перекосы надо убирать и стремиться, чтобы были удовлетворены интересы каждого члена семьи.
А вы что думаете по поводу роли матери и значимости ребенка в современном обществе?
Читайте также
На утренники пускают только привитых родителей и по одному на ребенка
Почему стоит подарить даме красные трусы, а кавалеру – белые носки
20 причин для женщины быть на празднике в новом нижнем белье