У каждого из нас периодически в жизни возникают вопросы: «Чего я по-настоящему хочу? Что для меня ценно, важно, имеет смысл? Туда ли я иду?». Ответы на эти вопросы самостоятельно найти не всегда получается. А они совсем рядом. Они внутри нас. Достаточно заглянуть в своё подсознание. Только как это сделать? Раскрыть проблему помогают метафорические ассоциативные карты (МАК).
Расскажу на примере. Я веду мастер-классы «Психология кино» для актёров в рамках которого у нас есть раунд «Встреча наедине». Мне важно вытащить наружу уникальность артиста, его особенность, которая ляжет в основу видеовизитки и поможет продвижению на рынке киноиндустрии. Чтобы создать контакт в кратчайший срок между мной и участником тренинга, я достаю метафорические карты и предлагаю сделать упражнение «Цели и двери».
Суть его заключается в том, что человек формулирует запрос и интуитивно тянет со стола всего лишь две карты. Одна символизирует цели, другая - двери, которые к ним ведут.
Чья это цель? Я бегу к ней, потому что это моё хотение, или чужое, кем-то навязанное? Тут надо разобраться. Я использую колоду «1000 дорог». И хотя её расшифровка чем-то похожа на карты Таро, мы не читаем предсказания будущего, мы смотрим в настоящее.
Как это работает? На каждой карте есть картинка и текст. Одним полушарием мы воспринимаем рисунок, а другим буквы. Моя задача, как специалиста, вывести человека в бессознательное и раскрыть в нём то, что было закрыто. Вывести на диалог, на поток собственной информации, на желание говорить. Карты помогают.
Если Вы думаете, что актёрам проще разобраться с метафорами и что они фонтанируют потоком речи, это не так. Многие из них интроверты, очень замкнуты, не сразу включаются в работу, так как есть внутреннее напряжение, даже тревожность. Творцам очень часто нужен психолог.
Когда человек вытаскивает карты и старается в них всмотреться, начинается самое интересное - встреча со своим подсознанием. Я задаю вопрос: «А что здесь про тебя?». И вот в голове у людей начинает возникать один образ за другим, целое кино. Но глядя на карточное изображение, каждый ощущает себя не как Я, а через метафоры: через нарисованную девушку, мужчину, предметы. Он воспринимает этот созданный мир, немного отрываясь от мира реального. В данный момент он не Иван Иванов, он - герой картинки.
В мире МАК очень благостно работать с клиентом, ведь его покидает напряжение и тревога относительно себя сейчас. Метафорические карты, как любая абстракция, например, живопись, даёт эффект отстранения личности от повседневности. Метафора позволяет ввести человека в волшебство. И мне это очень нравится.
Есть колоды, цель которых прочувствовать себя, когда нужно разобраться с переживаниями, когда нет внутренней градации между любовью и симпатией, страхом и тревожностью. Картинки с эмоциями персонажей помогают понять, что чувствует герой.
При помощи карт можно даже собрать человека, как пазлы, отбирая подходящие характеристики - я вот это, это и это, а это нужно убрать. Тут идёт работа с колодой «1000 жизней». Она даёт возможность сканировать себя: кто ты сейчас, каким хочешь быть в будущем, и тогда понятно, что нужно менять, появляется какой-то вектор движения. И это очень важно.
Метафорических колод и упражнений много. Есть инструменты для бизнеса, ресурсные, портретные. Тут главное выбрать то, что отражает именно Вас. Это могут быть не обязательно карты. Картины, фотографии, предметы тоже способны выступать в роли метафорических. Всё это работает на раскрытие человека, его возвращение к самому себе, к собственному Я.
Материал является авторской точкой зрения и может не совпадать с мнением редакции.
Автор: Мария Шабельницкая