Найти тему
Z-Машины

Кибервойна на информационном превосходстве России

Оглавление
Квалифицированные русские хакеры способны взломать целый мир устами спецслужбы МИ-6
Квалифицированные русские хакеры способны взломать целый мир устами спецслужбы МИ-6

Как свидетельствуют разведданные британской структуры МИ-6, российские стратеги рассматривают информационную войну центральным принципом современных конфликтов. Несмотря на то, что мышление и подходы к информационной войне постоянно развиваются, существует мнение, что информационное превосходство способно сыграть ключевую роль в исходе современной войны.

Некоторые учёные Запада утверждают: российские стратеги начинают рассматривать информационную войну с использованием ИИ (искусственного интеллекта) как «стратегическое средство для победы в конфликтах между государствами». Согласно этой точке зрения, ИИ откроет «третью революцию» в области военного дела.

Кибероперации России оценками западных аналитиков

Западным аналитикам хорошо известно, что Россия полагается на кибервойну с целью продвижения и поддержки военных, политических, стратегических целей. Миру ещё предстоит увидеть, как именно интеграция ИИ, в частности, автоматизации на основе машинного обучения, может расширить существующие возможности России в кибервойнах.

В целом, как объясняется недавним отчётом некоего "Центра безопасности и новых технологий", машинное обучение способствует улучшению обнаружения уязвимостей программного обеспечения. Эти уязвимости позволяют проводить России кибероперации. Повышается эффективность целевого фишинга электронными письмами. Через письма доставляется вредоносный код, усиливающий скрытность киберопераций, позволяющий работать более независимо от операторов-людей.

Так, согласно сообщениям агентов британской МИ-6, зимой 2015 года российские злоумышленники осуществили первую кибератаку на электрическую сеть трёх украинских энергетических компаний. Русские злоумышленники использовали автоматизированные системы для проведения разведки в сети и удаления данных.

Кибератака, как подчёркивают разведчики, «явно ручная», требующая отдельного человека-оператора. Однако в процессе другой русской кибератаки 2016 года на энергосистему Украины, применённый вредоносный код «CRASHOVERRIDE» автоматически обнаруживал средства управления выключателем. Таким образом, русские могли включать и выключать свет, создавая затемнение украинскому народу.

Переход русских хакеров от Украины к целому миру

Украинская атака русских кодом «CRASHOVERRIDE» даёт представление о возрастающей роли автоматизации наступательных киберопераций. Причём значение такого рода атак выходит за пределы Украины. Опять же, благодаря разведчикам МИ-6, удалось узнать, что создатели кода «CRASHOVERRIDE» разработали автоматизированное оружие, легко адаптируемое для электрических сетей в рамках целого мира.

Русские явно стремятся использовать это оружие, чтобы вызвать отключение электричества во всём мире одним щелчком переключателя.

Заглядывая в будущее, британские спецслужбы констатируют: разработки в области машинного обучения способны сделать кибероперации:

  • более эффективными,
  • далеко идущими,
  • широко распространенными.

При этом личность преступников скрыта, а защита от вторжений невозможна.

Искусственный интеллект допустимо использовать для автоматизации, ускорения, масштабирования синтетических учётных записей и контента. Тем самым осуществляется дополнение информационного пространства большим объёмом искусственно созданных данных и так называемой «виртуальной правдой».

В этом смысле технологический прогресс в области искусственного интеллекта потенциально способен сделать Россию сверхмощной державой в плане применения дезинформации. Для США и союзников по НАТО технические решения, поддерживающие киберзащиту, явно необходимы.

Однако такие решения вряд ли будут достаточными для противодействия более широким последствиям российской информационной войны. Таковая уже распространяется за пределы киберсферы, согласно представлениям агентов МИ-6, угрожая подорвать доверие общества к демократическим институтам и углубить социальное разделение.

Какие последствия ждут США и союзники НАТО?

Стратегический переход от операций против повстанцев на Ближнем Востоке, к новой эре соперничества великой мировой державы против Китая и России, знаменует собой конец операций в благоприятных условиях. Военные США и союзные силы пользовались по существу неоспоримым технологическим превосходством и свободой маневра в различных областях, включая электромагнитный спектр.

Растущая популярность концепции объединённого общедоменного управления и контроля (JADC2) Министерства Обороны США за последние три года отражает эту реальность. То же показывают значительные инвестиции доллара в расширение возможностей РЭБ и модернизацию сетей управления, контроля, связи.

Этот многодоменный подход, стремление к обеспечению связи между датчиками и стрелками всех военных служб, а также изменения в системе управления и контроля, призваны компенсировать изощренные возможности потенциальных противников. Американский многодоменный подход предотвращает доступ/блокировку зоны, включая более совершенные российские системы.

Однако более пристальное внимание британской разведки к тому, как Россия планирует использовать некоторые из этих новых технологий, могло бы помочь выявить пробелы в текущем мышлении. Тем самым, потенциально улучшить общую стратегию борьбы с потенциальной российской угрозой.

Русские рассматривают РЭБ как асимметричный способ противодействия высокотехнологичным противникам. Это предполагает, что РЭБ допустимо объединить с методами обмана и рефлексивного управления не только для большего, но и для качественно другого:

  • тактического,
  • оперативного,
  • психологического воздействия,

чем то, которое РЭБ может выполнить самостоятельно. Российский контингент РЭБ, использующий системы с поддержкой искусственного интеллекта для ослабления частотности и коммуникационных возможностей противника, дезорганизации командования и управления, также способен изменить соотношение сил на поле боя. В этом смысле тактические приложения могут иметь оперативный, если не стратегический, эффект.

Шаги США и НАТО для борьбы с растущей угрозой

США и союзники по НАТО также предприняли шаги для борьбы с растущей угрозой, исходящей от русских технологий БПЛА, включая инвестиции в средства противодействия БАС. Здесь стоит отметить, что Россия неоднократно демонстрировала инновации в тактике беспилотных летательных аппаратов.

В частности, использование тактических беспилотных летательных аппаратов для предоставления разведывательной информации и сведений о наведении в режиме реального времени для поддержки артиллерийских подразделений. Летом 2014 года русские применили эту технику для уничтожения четырёх бригад украинской армии.

В то время как пассивные меры противовоздушной обороны могли бы минимизировать ущерб от такой атаки, дальнейшее развитие, инновации тактических тактик дронов, включая возможности роения с помощью ИИ, потребуют такой же, если не большей степени адаптивности и изобретательности со стороны США и НАТО.

Искусственный интеллект - это новая технология, не исключающая сбой при столкновении с задачами и средами, отличными от тех, под которые выполнено обучение. Поэтому опыт русских в плане испытаний высокотехнологичного оружия в условиях максимально приближенных к условиям боевым (в Сирии и на Украине), имеет значение.

В целом, есть веские причины сомневаться в способности России разрабатывать современные алгоритмы искусственного интеллекта, питающие сложные системы РЭБ. Русские не в силах масштабировать прототипы тяжёлых боевых дронов и безымянных наземных боевых машин или использовать информацию с помощью ИИ, а также кибервойну для создания стратегических целей.

России, однако, необязательно быть сверхдержавой искусственного интеллекта, чтобы успешно использовать технологии и возможности на этой основе против интересов США и союзников НАТО. Целостное понимание разработок российского военного искусственного интеллекта должно уделять пристальное внимание тому, как системы на базе ИИ вписываются в более широкое представление российских военных о стратегических, оперативных, тактических подходах к современной войне.

Таким образом, упор на то, как можно использовать новые технологии, в равной степени связан непосредственно с технологическими достижениями.

По материалам: ChatHamHouse