Найти тему
Yamaha Music

Что нужно для вебинаров: свет, звук и видео

Оглавление

Сделать качественный вебинар с хорошей картинкой и профессиональным звуком достаточно сложная задача. Надо уметь работать и с камерами, и со светом, знать основы звукорежиссуры (особенно если речь идет о вебинарах для музыкантов), уметь организовать работу всех участников и т.д.

За последние несколько лет, Yamaha Music Russia провела огромное количество вебинаров для музыкантов и мы хотим поделиться своим опытом. Эта информация может быть полезна не только для проведения вебинаров, но и для работы с видео в целом.

Давайте начнем с некоторых базовых вещей, которые нужно знать.

Освещение

Пример профессионального освещения.
Пример профессионального освещения.

Первостепенная задача освещения в том, чтобы в кадре были хорошо видны главные объекты. Если вы никогда не работали со светом ранее, не пытайтесь получить "киношную картинку", а просто сделайте так, чтобы главное объекты в кадре были хорошо освещены.

Например, при освещении человека, старайтесь, чтобы лицо было освещено равномерно и не появлялись тени под глазами, которые будут выглядеть как синяки. Иногда их еще называют «енотовые глазки». Не так страшно если будет легкая тень от носа и тень на шее, но само лицо должно быть освещено более или менее равномерно.

Вебинар проводился из дома и картинка не очень высокого качества, но обратите внимание на равномерность освещения лица. В данном случае, освещение было более важным, чем качество камеры.
Вебинар проводился из дома и картинка не очень высокого качества, но обратите внимание на равномерность освещения лица. В данном случае, освещение было более важным, чем качество камеры.

Лучше всего для такой задачи подходят софтбоксы или кольцевой свет. Это даст рассеянный свет с мягкими тенями, что будет максимально похоже на естественное солнечное освещение.

Дополнительные источники света можно использовать, чтобы добиться большей глубины и акцентов в картинке. Например, можно подсветить человека сзади, чтобы отделить от фона, а сам фон подсветить светильниками разного цвета.

Фон подсвечен синим цветом, что позволяет создать ощущение глубины.
Фон подсвечен синим цветом, что позволяет создать ощущение глубины.

Есть некоторые базовые схемы расстановки освещения, вот одна из них:

Два источника света освещают спереди, а задний источник света позволяет немного отделить главный объект от фона, создавая четкий контур.
Два источника света освещают спереди, а задний источник света позволяет немного отделить главный объект от фона, создавая четкий контур.

Звук

Качество звука в первую очередь зависит от того, где вы записываете звук.

Классические проблемы, которые встречаются в неподготовленных помещениях: шум с улицы, шум от кондиционера, шум от соседей, неприятное эхо или звон в помещении.

Если внешние шумы достаточно легко заметить, то другие проблемы с помещением заметить не так просто, особенно если у вас мало опыта. Но есть простой способ - хлопните в ладоши и прислушайтесь. Скорее всего вы сразу услышите неприятные отзвуки, похожие на звон и небольшое эхо. Все эти проблемы будут хорошо слышны на записи.

В неподготовленном помещении стоит использовать динамические микрофоны и расположить их ближе к источникам звука. Динамические микрофоны менее чувствительные, поэтому буду меньше улавливать разный шум, а близкое расположение позволит увеличить соотношение сигнал-шум в пользу полезного сигнала. Это позволит скрыть некоторые из проблем, а вот конденсаторные микрофоны наоборот слишком чувствительные и все проблемы помещения сразу будут слышны на записи.

Посмотрите видео о записи акустической гитары. В этом видео показано как положение микрофона влияет на звук:

При выборе положения микрофона, можно значительно повлиять на конечное звучание. Те же самые принципы можно использовать для записи голоса.

Для вебинаров и онлайн-трансляций лучше использовать внешние звуковые карты, а если в карте есть функция Loopback, то это сделает вашу жизнь еще проще!

Прежде, чем покупать звуковую карту, подумайте что вы будете записывать и сколько источников звука. Например, звуковые карты UR22mkII или UR22C отлично подойдут для случаев, когда нужно записать не более двух дикторов или, например, голос и гитару. Если вы хотите делать онлайн-трансляции, где вы играете на синтезаторе и поете, то лучше взять звуковую карту в которой больше двух входов, например UR44C. Она позволит подключить синтезатор в стерео и голос в моно, и у вас останется еще один свободный вход.

Компания Yamaha Music a в своих вебинарах использует UR816C, которая позволяет подключать 8 моно-источников (или 4 стерео).

Один из важных факторов при выборе звуковой карты – функция Loopback. Она позволяет смешать звук из любой программы на компьютере со звуком инструментов, которые подключенных к звуковой карте. С помощью это функции мы можем захватывать звук из таких приложений, как Zoom или Skype, и сразу делать онлайн-стрим на любую площадку для онлайн-трансляций.

В этом видео вы увидите процесс настройки микшера Yamaha AG06 в котором как раз демонстрируется функция Loopback:

На данный момент, схема подключения в студии Yamaha выглядит следующим образом:

Звуковая карта подключена к компьютеру по USB. К звуковой карте подключаются все инструменты и микрофоны. Включен режим Loopback. Камера подключена к этому же компьютеру. В специальном приложении смешивается звук и видео. Таким приложением может выступать Zoom, OBS, Skype или любое другое приложение для видео-связи или трансляций.
Звуковая карта подключена к компьютеру по USB. К звуковой карте подключаются все инструменты и микрофоны. Включен режим Loopback. Камера подключена к этому же компьютеру. В специальном приложении смешивается звук и видео. Таким приложением может выступать Zoom, OBS, Skype или любое другое приложение для видео-связи или трансляций.

Видео

Для записи видео можно использовать как веб-камеры, которые подключаются по USB, так и более продвинутые камеры.

Но у более профессиональных камер как правило есть только HDMI-выход. Чтобы подключить такую камеру к компьютеру нужна карта видео-захвата, которая превращает HDMI-сигнал в USB-сигнал. По сути, профессиональная камера превращается в очень качественную веб-камеру.

На рынке много разных карт видео-захвата, в основном от производителей оборудования для геймеров.

Здесь важно отметить, что хоть качество самой камеры крайне важно, но при трансляции качество изображения будет сжиматься и не всегда оправдано использование дорогих профессиональных камер. Лучше потратить больше сил и времени на проработку освещения в кадре.

Финальная схема подключения

Итак, у нас теперь есть общее представление что нам нужно и как все подключать. Давайте теперь более детально посмотрим на то, как все работает в студии Yamaha Music.

-6

Звуковая карта Steinberg UR816C записывает все звуки. Микрофоны используются для записи голосов ведущих, а музыкальные инструменты как правило подключаются на прямую в звуковую карту. Сама звуковая карта подключена к компьютеру по USB.

Звуковые карты UR-C обладают встроенными эффектами, например эквализацией, компрессией и реверберацией. Подробнее можно узнать в этом видео: ссылка на видео.

Они позволяют немного скорректировать звучание и например вырезать неприятные частоты или использовать компрессию.

Несколько камер подключены к карте видеозахвата, которая подключается к компьютеру с помощью Thunderbolt (но есть карты, которые работают по USB).

Для освещения мы используем несколько разных источников света: один источник света с рассеянным светом и три источника точечного света, которые используются для освещения инструментов и дополнительной подсветки ведущего.

Дальше видео и аудио-сигналы поступают в приложение для трансляции или онлайн-конференции, например OBS.

P.S.

Также важно отметить, что часто на вебинаре работает целая команда: оператор, звукорежиссер и инженер трансляции, который следит за чатом и общим качеством трансляции.

В зависимости от ситуации и сложности трансляции может быть достаточного одного человека, но, как правило, это требует очень много сил и концентрации, чтобы уследить за видео, за звуком, за светом и самой трансляцией.

И не стоит расстраиваться, если у вас что-то не получается с первого раза. Для проведения онлайн-трансляций/вебинаров на профессиональном уровне нужно иметь много навыков и целую команду. Если для вас в первую очередь важно качество звука, то сконцентрируйтесь на том, чтобы научиться делать качественное звучание, а над качеством картинки можно будет поработать в следующий раз.