Сделать качественный вебинар с хорошей картинкой и профессиональным звуком достаточно сложная задача. Надо уметь работать и с камерами, и со светом, знать основы звукорежиссуры (особенно если речь идет о вебинарах для музыкантов), уметь организовать работу всех участников и т.д.
За последние несколько лет, Yamaha Music Russia провела огромное количество вебинаров для музыкантов и мы хотим поделиться своим опытом. Эта информация может быть полезна не только для проведения вебинаров, но и для работы с видео в целом.
Давайте начнем с некоторых базовых вещей, которые нужно знать.
Освещение
Первостепенная задача освещения в том, чтобы в кадре были хорошо видны главные объекты. Если вы никогда не работали со светом ранее, не пытайтесь получить "киношную картинку", а просто сделайте так, чтобы главное объекты в кадре были хорошо освещены.
Например, при освещении человека, старайтесь, чтобы лицо было освещено равномерно и не появлялись тени под глазами, которые будут выглядеть как синяки. Иногда их еще называют «енотовые глазки». Не так страшно если будет легкая тень от носа и тень на шее, но само лицо должно быть освещено более или менее равномерно.
Лучше всего для такой задачи подходят софтбоксы или кольцевой свет. Это даст рассеянный свет с мягкими тенями, что будет максимально похоже на естественное солнечное освещение.
Дополнительные источники света можно использовать, чтобы добиться большей глубины и акцентов в картинке. Например, можно подсветить человека сзади, чтобы отделить от фона, а сам фон подсветить светильниками разного цвета.
Есть некоторые базовые схемы расстановки освещения, вот одна из них:
Звук
Качество звука в первую очередь зависит от того, где вы записываете звук.
Классические проблемы, которые встречаются в неподготовленных помещениях: шум с улицы, шум от кондиционера, шум от соседей, неприятное эхо или звон в помещении.
Если внешние шумы достаточно легко заметить, то другие проблемы с помещением заметить не так просто, особенно если у вас мало опыта. Но есть простой способ - хлопните в ладоши и прислушайтесь. Скорее всего вы сразу услышите неприятные отзвуки, похожие на звон и небольшое эхо. Все эти проблемы будут хорошо слышны на записи.
В неподготовленном помещении стоит использовать динамические микрофоны и расположить их ближе к источникам звука. Динамические микрофоны менее чувствительные, поэтому буду меньше улавливать разный шум, а близкое расположение позволит увеличить соотношение сигнал-шум в пользу полезного сигнала. Это позволит скрыть некоторые из проблем, а вот конденсаторные микрофоны наоборот слишком чувствительные и все проблемы помещения сразу будут слышны на записи.
Посмотрите видео о записи акустической гитары. В этом видео показано как положение микрофона влияет на звук:
При выборе положения микрофона, можно значительно повлиять на конечное звучание. Те же самые принципы можно использовать для записи голоса.
Для вебинаров и онлайн-трансляций лучше использовать внешние звуковые карты, а если в карте есть функция Loopback, то это сделает вашу жизнь еще проще!
Прежде, чем покупать звуковую карту, подумайте что вы будете записывать и сколько источников звука. Например, звуковые карты UR22mkII или UR22C отлично подойдут для случаев, когда нужно записать не более двух дикторов или, например, голос и гитару. Если вы хотите делать онлайн-трансляции, где вы играете на синтезаторе и поете, то лучше взять звуковую карту в которой больше двух входов, например UR44C. Она позволит подключить синтезатор в стерео и голос в моно, и у вас останется еще один свободный вход.
Компания Yamaha Music a в своих вебинарах использует UR816C, которая позволяет подключать 8 моно-источников (или 4 стерео).
Один из важных факторов при выборе звуковой карты – функция Loopback. Она позволяет смешать звук из любой программы на компьютере со звуком инструментов, которые подключенных к звуковой карте. С помощью это функции мы можем захватывать звук из таких приложений, как Zoom или Skype, и сразу делать онлайн-стрим на любую площадку для онлайн-трансляций.
В этом видео вы увидите процесс настройки микшера Yamaha AG06 в котором как раз демонстрируется функция Loopback:
На данный момент, схема подключения в студии Yamaha выглядит следующим образом:
Видео
Для записи видео можно использовать как веб-камеры, которые подключаются по USB, так и более продвинутые камеры.
Но у более профессиональных камер как правило есть только HDMI-выход. Чтобы подключить такую камеру к компьютеру нужна карта видео-захвата, которая превращает HDMI-сигнал в USB-сигнал. По сути, профессиональная камера превращается в очень качественную веб-камеру.
На рынке много разных карт видео-захвата, в основном от производителей оборудования для геймеров.
Здесь важно отметить, что хоть качество самой камеры крайне важно, но при трансляции качество изображения будет сжиматься и не всегда оправдано использование дорогих профессиональных камер. Лучше потратить больше сил и времени на проработку освещения в кадре.
Финальная схема подключения
Итак, у нас теперь есть общее представление что нам нужно и как все подключать. Давайте теперь более детально посмотрим на то, как все работает в студии Yamaha Music.
Звуковая карта Steinberg UR816C записывает все звуки. Микрофоны используются для записи голосов ведущих, а музыкальные инструменты как правило подключаются на прямую в звуковую карту. Сама звуковая карта подключена к компьютеру по USB.
Звуковые карты UR-C обладают встроенными эффектами, например эквализацией, компрессией и реверберацией. Подробнее можно узнать в этом видео: ссылка на видео.
Они позволяют немного скорректировать звучание и например вырезать неприятные частоты или использовать компрессию.
Несколько камер подключены к карте видеозахвата, которая подключается к компьютеру с помощью Thunderbolt (но есть карты, которые работают по USB).
Для освещения мы используем несколько разных источников света: один источник света с рассеянным светом и три источника точечного света, которые используются для освещения инструментов и дополнительной подсветки ведущего.
Дальше видео и аудио-сигналы поступают в приложение для трансляции или онлайн-конференции, например OBS.
P.S.
Также важно отметить, что часто на вебинаре работает целая команда: оператор, звукорежиссер и инженер трансляции, который следит за чатом и общим качеством трансляции.
В зависимости от ситуации и сложности трансляции может быть достаточного одного человека, но, как правило, это требует очень много сил и концентрации, чтобы уследить за видео, за звуком, за светом и самой трансляцией.
И не стоит расстраиваться, если у вас что-то не получается с первого раза. Для проведения онлайн-трансляций/вебинаров на профессиональном уровне нужно иметь много навыков и целую команду. Если для вас в первую очередь важно качество звука, то сконцентрируйтесь на том, чтобы научиться делать качественное звучание, а над качеством картинки можно будет поработать в следующий раз.