Модное в наше время понятие «экосистема» захватила умы маркетологов многих цифровых (и не только цифровых) государственных и бизнес-корпораций. Почему слияния, поглощения, развитие цифровых и нецифровых внешних частей под единым брэндом (что раньше, скорее, называли «зонтиками», так как популярный брэнд как зонтиком накрывал все, что выпускается и работает под его вывеской) называют «экосистемой»?
Применительно к бизнес-структурам такое название, казалось бы, привлекательное, привлекательное для пользователей впервые ввел в обиход в начале 90-х годов прошлого века Джеймс Ф. Мур, американский исследователь и специалист по проблемам управления на страницах своей книги «Смерть конкуренции: лидерство и стратегия в эпоху бизнес-систем».
Что такое экосистемы изначально, в биологии, откуда и перетащил термин Мур? Читаем:
«Экосистема – устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы. Экосистема – функциональная система, включающая сообщества живых организмов и их среду обитания».
Похожи ли бизнес-экосистемы, создающиеся корпорациями-гигантами на натуральные экосистемы? Мне кажется, что ничуть. Многие из них, скорее, похожи на антиэкосистемы, слишком уж токсичную среду создает бизнес.
Мета, Гугл, Амазон, Эппл, Майкрософт и прочие международные гиганты, а у нас Газпром, Яндекс, Сбер. Бесспорно, некоторые лоскутки этих обширных полотен интересны, полезны и нужны. Но «площади покрытия» разрастаются, а относительные размеры удобных и нужных, важных и полезных «кусочков» этих бизнес-мозаик все уменьшаются. Польза начинает затмеваться токсичностью. Бизнес-экосистемы «болеют» множеством болезней.
Меньшие их собратья, скажем так, мини-эко, повторяют те же самые ошибки и больны теми же болезнями. Тинькофф, МГТС-МТС, Ростелеком-Теле2 и другие чуть меньше на виду, но здоровее они от этого не становятся.
Приведу в пример небезызвестный Амазон. Коротко говоря, они копируют все, до чего могут дотянуться и что их алгоритмы признали эффективными проектами. Копируют, продвигают, а доноров гасят. Кто не знает истории про Амазон, можно почитать о его «экологичности» здесь и здесь.
А о сборах данных и попытках управлять мнениями, введении жесткой цензурированности под благопристойным с виду названием «правила сообщества» и прочем «эко» инструментарии можно рассуждать долго. Сколько угодно можно обвинять людей в «мракобесии», тяге к «футурологии», «криптоистории» и «конспирологии», но бизнес-экосистемы – это все тот же «зонтичный брэнд», научившийся сначала тянуть силы, деньги и энергию из держащей такой «зонтик» руки. Теперь еще и пытающийся активно управлять своим пользователем.
А какой выбор среди цифровых инфраструктур? Что остается тем, кто не желает кормить и управляться, быть донором для всех этих «полезностей» с «дружелюбным интерфейсом»?
Без сети жить неудобно и сложновато. Даркнет? Это же бесполезная куча еле работающего шлака. В той системе «своя атмосфера». Сайты онион – просто неупорядоченная криминальная свалка. Что там делать благопристойному обывателю? Покупать вещества или торговать оружием? Обыватель этим не занимается и совершенно правильно делает. Тем паче, что в каждом первом форуме Дарка давно дежурит товарищ майор. И тоже правильно делает. Именно там и нужно дежурить.
Я все понимаю, бизнес-экосистемы - это естественный процесс структуризации. Поглощения и сращивание с правящими партиями-классами-элитами. И это ведь до определенной степени будет продолжаться. Малые и эффективные проекты просто убиваются на корню почти все. Или поглощаются и растлеваются, отравленные «атмосферой» крупных бизнес-систем.
Я помню, как у нас на глазах рождался Интернет, и это было действительно чудо. Но чудо может стать и чудовищем. Я не знаю, что делать дальше. Существуют, конечно, некоторые замечательные проекты, еще не попавшие в болота бизнес-экосистем старого формата. Это и отдельные упорно обособляющиеся (пока это возможно) цифровые и бизнес проекты. И целые сообщества профессионалов «по интересам». Например, тот же Telegram Open Network, имеющий в своем основании талантливых авторов, которые смогли если еще не развить, но уже понятно обрисовать Интернет следующего поколения, вполне способный развиться поверх болеющей сети и имеющий достаточно сильный «иммунитет» к болезням старой Web 1-2-3, которая, почти окуклившись, скоро родит на свет «бабочку» виртуальной реальности. Дай Бог.
Больше материалов, в том числе не «отцензуренные» здесь на моем новом канале в Телеграм: "От автора".