Найти тему
Олеся  Орленко

Самолётостроительная компания Dassault заключила «контракт века»

Похоже, что подписание «контракта века» не побуждает руководство французской самолетостроительной компании быть щедрее к своим сотрудникам. Оплата труда не повышается. Профсоюзы разочарованы.

Самолётостроительная компания Dassault заключила «контракт века». Правительство восторженно приветствует продажу 80 истребителей Rafale авторитарной нефтяной монархии ОАЭ. Тем временем работники самолётостроительной компании Dassault не спешат восторгаться успехом. Хотя если верить многочисленным комментаторам, то именно они должны быть главными бенефициарами этого «исторического контракта» на 16 миллиардов евро. По словам экспертов экономические преференции от этой сделки должны обрушиться на рабочих, подобно ракетам класса «воздух-земля».

Обещанные новые рабочие места

Чтобы суметь выполнить этот беспрецедентный заказ, авиастроительная промышленность выражает готовность взять новых сотрудников. Как уверяют в Министерстве обороны, в ближайшие годы появятся «сотни и даже тысячи новых рабочих мест» (следует запомнить это уточнение!).

«В настоящий момент мы не располагаем никакими данными»,

– говорит один из лидеров центрального отделения CFDT  (Французская демократическая конфедерация труда) в Dassault Дин Ле, –

«Никто не сомневается в том, что это отличная новость для улучшения ситуации с занятостью. Но хотелось бы узнать, как руководство собирается это реализовывать. В частности, будет ли оно набирать людей на временную работу или найдёт субподрядчиков? В конце января мы получим больше информации. Но уже сейчас известно, что обычно руководство крайне неохотно берёт на работу новых людей».

Поддержка государства на впечатляющую сумму в размере 3,4 миллиарда евро

Судя по всему, резкого роста объёма работы в настоящий момент не предвидится. CFDT напоминает, что компания на протяжении ряда лет занимается «процессом продолжительного улучшения производительности». Этот процесс выражается в усвоении принципов «lean management» («бережливое производство» – концепция управления, заключающаяся в устранении всех видов потерь).

В общем и целом, профсоюзы радуются дополнительным заказам. Но не социальной напряжённости, которая сейчас царит на производстве. Тем не менее, компания на сегодняшний день обеспечивает работой во Франции около 9 400 человек и находится в отличном положении. Ещё до подписания контракта, в 2020 году, прибыль Dassault составила около 400 миллионов евро. При этом компания выплатила 103 миллиона евро дивидендов своим акционерам. Вдобавок государство оказывает авиастроителю поддержку на впечатляющую сумму в размере 3,4 миллиарда евро.   

Однако профсоюзы упрекают руководство в глухоте к требованиям. Профсоюз ВКТ (Всеобщая конфедерация труда) добивается прибавки 200 евро чистыми к заработной плате для всех категорий работников, а профсоюз CFDT – 140 евро. Более того, профсоюзы обвиняют работодателя в мошенничестве в ходе ежегодных обязательных переговоров (NAO):

«Руководство прервало переговоры 1 декабря»,

– объясняет секретарь социально-экономического комитета (CSE) ВКТ предприятия в Аржантёе (департамент Валь-д’Уаз)  Янник Дюигу, –

«А на следующий день было подписано соглашение на 16 миллиардов евро с Объединёнными Арабскими Эмиратами! Они не сообщили нам эту информацию. Тем временем она изменила бы характер переговоров. Это запредельный цинизм».

Возмущены также и в CFDT:

«В Трудовом кодексе написано, что переговоры должны быть “лояльными»,

– возмущается Дин Ле.

«Но мы считаем, что руководство повело себя нелояльно, утаив принципиально важную информацию. Накануне объявления о заключении контракта, оно продолжало уверять нас, что экономическое положение предприятия было сложным!».

Начало краткосрочных забастовок

Начиная с 19 марта 2021 года, по всем предприятиям компании прокатилась волна краткосрочных забастовок с требованиями увеличения заработной платы. 1 декабря в акции протеста, по данным ВКТ, приняли участие 1 500 работников.

«Работник со стажем на производстве около пятнадцати лет получает в месяц около 2 000 евро грязными, – говорит Янник Дюигу. – Зарплаты низкие, несмотря на то, что мы работаем с аппаратами, которые стоят сотни миллионов евро. Вместе с тем некоторые живут припеваючи. Оба наших генеральных директора делят между собой приблизительно 7 миллионов евро ежегодного дохода. А десять самых крупных окладов в компании “весят” порядка 8 миллионов евро».

В этом году руководство предложило 1,6 % общей прибавки. Но профсоюзы не согласились этим удовольствоваться.

«По отношению к маленькой зарплате такая прибавка составляет всего лишь 30 евро в месяц, – продолжает Янник Дюигу. – Иначе говоря, руководство дарят нам один багет в день! Каждый год они рассказывают нам одни и те же сказки, чтобы оправдать свою зарплатную политику: экономическое положение очень сложное, мир нестабилен, “стоимость труда” мешает развитию страны. Хотя на самом деле экономическое положение компании легко позволяет ей увеличить зарплаты».