Звездные актеры, известный первоисточник и высокие рейтинги. Расскажу, чем очень (и не очень) хороши Чангэ и её путь.
Сюжет
627 год нашей эры, начало правления династии Тан. Дочь наследника Ли Чангэ живет веселой и беззаботной жизнью. О ней заботится мать, любимый дядя обучает способную девочку боевым искусствам и стратегии, только отец не особенно обращает на нее внимание, ну, да ладно, у него детей много... Империя Тан обдумывает предложение степного племени Ашилэ о династическом союзе, который мог бы сильно укрепить союз военный. Чтобы не попасться под горячую руку, мать отсылает Чангэ к родственникам в другой город, но та, не долго думая, сбегает обратно, но находит всю семью мертвой, а дядю - выходящим из покоев её матери с окровавленным мечом.
Когда первичный шок отступает, девушка решает во что бы то ни стало отомстить дяде за смерть своих родных. Она переодевается мужчиной, похищает печать наследника и сбегает в другой город, где надеется устроить восстание при помощи верных покойному отцу войск. Однако все идет не по плану из-за конфликтов внутри местной власти и племени Ашилэ. Несколько раз Чангэ чуть не ловят воины, направленные за ней из столицы, но с помощью загадочного купца А-Чжуня, с которым она познакомилась по дороге, ей удается спастись. Он тоже не так прост, как кажется, и высокий уровень владения оружием его выдает, но о его личности Чангэ не знает, да и не до этого сейчас. Ей предстоит долгий путь по городам и весям империи Тан, степям и пустыне, чтобы наконец принести мир на родину и в свое сердце.
Дальше будут одни спойлеры, переходите на первое впечатление о дораме, если еще не смотрели.
Личностный рост героев
Развитие через боль и утрату: Чангэ. Мысль о том, что дядя убил её семью ради власти, превращает Чангэ из нормальной молодой девушки в монстра без идей и помыслов иных, чем месть. Только когда её план раз за разом проваливает, а желания ведут к чужим смертям, она начинает смутно догадываться, что может быть в мире есть что-то еще помимо её личного горя. Вообще вся арка Шочжоу очень контрастно показывает разницу между идеалом Чангэ (Гунсунь Хэном, наместником) и настоящей Чангэ, которой до этого идеала еще далеко. Неудивительно, что его самопожертвование вызвало у нее едва ли не более сильные эмоции, чем смерть родителей - в этом ощущается и её личная вина "пока ты, Чангэ, хочешь ради себя еще больше жизней загубить, достойнейшие люди собой жертвуют ради других".
И в тот момент, когда она наконец-то перешагивает через себя и видит мир вокруг, и начинается её настоящее путешествие.
При этом в некоторых местах сюжет как будто перебарщивает со всепрощением. С одной стороны, это логично, что после "убивать-убивать-убивать" её потянет к чему-то совсем противоположному: провидению и вселенской мудрости (см. арку Лоян, когда Чангэ живет в ските). С другой стороны, совсем уж всех прощать не надо? С Лэянь все понятно, она ничего не сделала, с дядей Ли Шиминем вроде тоже разобрались, но что касаемо Вэй Шую? Он стрелял в нее, попал чуть ли не в легкие, она упала с огромной высоты в горную речку и, если бы не А Сунь, умерла прямо там. У автора много претензий к персонажу Вэй Шую: он не сделал ничего хорошего, чтобы его прощать, зато сделал много плохого, чтобы вполне заслуженно его ненавидеть. Понятно, что мораль всей басни в том, что жить в ненависти - отстой, но может быть не любить тех, кто не заслуживает любви, тоже разумно?
Развитие топорное, но необходимое: Лэянь. Также как Чангэ нужно было понизить градус жесткости и стать более снисходительной, как Лэянь, также и Лэяни нужно было выучить несколько жизненных уроков и перенять стойкость Чангэ. Разница лишь в том, что Лэянь не выбирала этот путь. Она действительно хотела отправиться следом за сестрой, но попала в опасность совершенно случайно, не по своей вине, а только по недосмотру того же Вэй Шую (+1 к причинам большой нелюбви к нему). Если можно так выразиться, ей испытания были посланы небесами, пока Чангэ сама ищет себе приключений.
Почему эту сюжетную линию я называю топорной... Такое вообще прослеживается в сериале, что некоторые очевидные выводы, которые подразумеваются сюжетом, зачем-то проговариваются героями вслух и не по одному разу. История Лэяни отличный тому пример. Когда её находят, и она вновь встречается со всеми, кого знает, каждый, от служанки до охранника, считаем своим долгом сказать "ты так изменилась!.." и не по одному разу... И не только ей. Даже когда Вэй Шую приезжает в Мобей, они с Чангэ говорят о том, как сильно изменилась Лэянь. Ну, то есть мы со слов Хао Ду в самом начале поняли, спасибо. И даже без его слов, это достаточно очевидно. Однако отрицать, что она и впрямь изменилась, а страдания сделали её сильнее, нельзя.
Развитие самое значительное: Ашилэ Шээр. Вот тут человек реально вырос над собой. И в глазах зрителя тоже. От "фу, опять этот гад" до "вот это мой мальчик, вот это по-нашему". Он начинает с по-настоящему отвратительного отношения ко всем вокруг: от Ашилэ Суня до подчиненных. Даже кагану он врать не стесняется. Но чем дальше в лес, тем жальче его становится, потому что оказывается, что у него вообще ничего нет. Отца нет, матери нет (как родственной фигуры), с братом он может только соперничать. Уважать его никто не уважает, при этом все ждут, что он станет новым каганом, чего сам Шээр не хочет. Тут у кого угодно шарики за ролики заедут.
При этом, когда доходит до ошибок действительно непоправимых, что-то светлое в его сознании все-таки просыпается. Как это часто бывает, только достигнув самого дна, мы начинаем двигаться наверх. И после смерти Аиэр, приемной матери Суня, Шээр начинает все больше и больше думать головой, все меньше и меньше поддаваться детским обидам. В конце он достигает просветления уровня Чангэ в ските и хочет искупить чужие грехи, чего мы ему и желаем. Вот за этого героя в конце прямо радостно, он действительно освободился. Больше никакого соперничества, чужих ожиданий, давления и смертей.
Развитие неожиданное: Хао Ду. Говорю сразу, это любимый персонаж, сыгранный любимым актером, здесь вряд ли будет какая-то объективность. В случае с Хао Ду не могу быть уверенной, что произошло какое-то развитие - скорее, он к концу просто открылся с той стороны, для которой ранее по сюжету не было места. Взаимная любовь, конечно, творит с людьми чудеса, и как этот хмурый и серьезный человек-убийца, для которого приказ есть истина в последней инстанции, превращается в почти два метра улыбашки - отдельное удовольствие для глаз. Другое дело, что происходит это внезапно и неожиданно, и возникает легкое ощущение, что это вообще другой человек.
Романтические ветки
Скажу сразу, первые серий 20 какие угодно пейринги будут казаться рабочими, кроме тех, которые были задуманы сюжетом: Чангэ и Лэянь, Сунь и Му Цзинь, Хао Ду и Вэй Шую, кто угодно с кем угодно... В тэгах стоит "слоу бёрн", и они не врут, он здесь действительно слоу. Поэтому если дворцовые интриги и война вам вообще не заходят, то чисто ради романтики оно того не стоит (а если заходят, то романтика будет прекрасным дополнением к интересной истории).
Чангэ и Ашилэ Сунь. Он быстро просекает, что она ни разу не мужчина и примерно с этого момента начинает что-то чувствовать, в то время как ей потребуется еще серий 15, чтобы отвлечься от своей мести и увидеть прекрасного мужчину рядом. Он действительно прекрасен, как... Айвенго. В одной из статей про Далеких Странников я уже использовала это сравнение, только в обратную сторону, чтобы показать динамичного и "серого" персонажа. Тут же все наоборот. Сунь хорош во всем, и не меняется в своей идеальности с течением повествования. Такой чудесный, статичный, неинтересный, но со всех сторон положительный герой.
В какой-то момент становится прямо-таки неловко за такую "неидеальную" Чангэ.
Из-за того, что они тут вообще-то делом заняты, большая часть отношений этой пары заключается в "я тебя спасу" и "моя армия будет сражаться за тебя" (взаимно и обоюдно, поскольку силами и умом они друг друга стоят). Сначала кажется, будто они не могут быть вместе, потому что он - тэгин вражеской армии, но чем дальше в лес, тем меньшее эти понятия имеют значение и тем чаще упоминается "простая спокойная жизнь". В этой связи возникает вопрос: если герои в итоге разрешили все конфликты и добились своих целей, то что с финальной сценой?
Да, я к этому придираюсь, потому что когда смотришь 49 серий "самой_лучшей_дорамы_на_свете" хочется, чтобы все было на своем месте. И вот финал вообще не удовлетворяет. Почему, если герои мечтали о мирной жизни вместе, в последних сценах мы видим их по отдельности, а Суня и вовсе в полной военной амуниции? Р-романтика, м-мир. Кстати, у этой пары не будет поцелуев, показанных зрителю (только зацензуренные птичками).
Несмотря на это, действительно милые моменты есть, например, когда они приходят на поклон матери Чангэ, куда Сунь позже принесет письмо.
Лэянь и Хао Ду. Переживала за их отношения больше чем за что угодно, на самом деле. Начиная с того момента, как он бегает по всему Китаю, только бы найти принцессу, даже тогда, когда, кажется, уже никто ничего для этого не делает, заканчивая боем с Шээром. Когда Хао Ду наконец её находит и теперь готов нестись, куда угодно, только бы с ней ничего не произошло, когда видит признание Вэй Шую и все равно не может сдаться, когда готов в прямом смысле драться за нее - вот это я понимаю любовь, вот это романтика. В какой-то момент становится даже обидно, что Лэянь не видит такого хлопца под боком, а все мечтает о Шую-гэгэ, от которого пользы с начала повествования было меньше, чем вреда... Довольно ожидаемо, что просветление придет к ней во время боя - до этого Лэянь не видела Хао Ду в действительно опасной ситуации, а здесь, когда его жизнь под угрозой, она понимает, что точно не может его потерять.
Смотрела дораму по большей части ради этой романтической ветки и ни о чем не пожалела. Это как раз тот случай, когда герои любят друг друга, и в этом не остается никаких сомнений. Между ними искрит, и это заметно. При этом полностью пропадает "неравность", которая была между ними изначально, во-первых, потому что Хао Ду честно заслужил свою невесту, во-вторых, потому что они похоже мыслят и имеют общие цели - такие себе партнерские отношения в исторической дораме. Не хочу сказать, что такого нет у Чангэ и Суня, но конец истории Лэяни и Хао Ду куда более конкретный и обнадеживающий.
Моя проблема с Вэй Шую
По сюжету он позиционируется как большой друг Чангэ и Лэяни, благородный потомок, будущий успешный советник и в общем хороший человек. При этом этот "хороший" человек во всех ситуациях, куда его забрасывает, оказывается, в лучшем случае, бесполезен, а в худшем, приносит вред. Сначала он участвует в погоне за Чангэ, своей любимой подругой, и чуть не убивает её, потом берет Лэянь в поход под свою ответственность, теряет и не может найти. Вместо поисков бухает и страдает о том, какой он бедный-несчастный, и его не любят (ага, было бы за что), что даже Хао Ду говорит "хватит уже с этим, подумай о принцессе". От поисков принцессы его отрывает приказ императора вернуться (тоже спорное решение, Хао Ду и Вэй Шую - чуть ли не единственные там, кто знает Лэянь лично), и при дворе он приносит крайне сомнительную пользу. Когда перед битвой с Ашилэ в лагерь Тан приходит Чангэ, и ему поручено за ней смотреть, она тоже сбегает (потерял принцессу х2).
Потом его вместе с наследником отправляют в Лоян (ага, как будто он прямо мастер следить за наследниками и не теряет их каждый раз), где от него тоже не было никакой пользы: враги все равно пробрались во дворец, о принце все равно ходили слухи, он все равно сбежал. Если честно, после такого на месте Ли Шиминя десять раз подумаешь, прежде чем какие-то поручения ему давать. Но нет, во главе посольства в Мобей снова он. После возвращения Чангэ в столицу косяков Вэй Шую ваш автор припомнить не может (пишите в комменты, что я пропустила), но то, как хорошо все к нему относятся (от императора до принцесс), учитывая его полную бесполезность, вызывало раздражение весь сериал.
Историчность
Если зритель разбирается в китайской истории, то вся интрига с убийством семьи Чангэ и виновностью её дяди - не интрига вовсе. Ли Шиминь (Тай-цзун) вполне себе настоящий танский император, пришедший к власти через переворот. Если быть точнее, все было именно так, как показано в сериале: против него злоумышлял двор во главе с братьями, и у него был выбор убить или быть убитым. Однако это скорее айдол-дорама на фоне красивых исторических декорация, чем исторический сериал, поскольку на Тай-цзуне достоверность заканчивается. Но у всех главных героев в сериале есть прототипы, пусть и не такие точные, как у Ли Шиминя. Чангэ - принцесса Динсяна, жена Ашина Чжуня (прототипа Ашилэ Суня), Ли Лэянь - принцесса Чэнъян, вышла замуж за чиновника Ду Хэ (Хао Ду).
Общие моменты
- Очень красивые костюмы. И ашилийские наряды, и военная форма - правда, переодевается преимущественно Чангэ, то в женское платье, то в мужское, то она принцесса Мобэя, то рабыня у кагана. Это все очень красиво, и Дильрабе идет (особенно, все эти степные наряды, ух). При этом легендарный красный плащ Чангэ, который есть на всех постерах, показан буквально в одной серии.
- Актерская игра на достойном уровне. Чжао Лусы (Лэянь) очень хороша, видно, что она и более пассивную, и воинственную женскую роль может вытянуть. Лео У (Ашилэ Сунь) все время кажется каким-то слишком уж напряженным, но в момент смерти Аиэр ему действительно веришь, берет за живое, и степной наряд и прическа ему тоже очень идут.
- Из актеров нас ждет много приятных сюрпризов. Начиная от внезапного появления Ли Хайкуаня (Лань Сичэн из Неукротимого), заканчивая красавчиком Ван Жуйчаном, который играет мобэйского князя Пусу, и в этой роли чудо как хорош.
- На удивление прилично выглядят парики, что для исторической дорамы немаловажно. А тут так вообще разнообразие причесок: от танской кички под москитной сеткой до всевозможных степных косичек и хвостиков.
- В сюжете встречаются рояли в кустах. Бывают довольно логичные и закономерные, как появляение Ло Шибы (последней из воинов генерала, которого Ашилэ взяли в плен) - это разумно, что у умелого генерала даже после поражения останутся верные ученики. А бывают прям совсем случайные, как появление Сыту Ланлана (будущего "учителя" Чангэ). Как будто вольные супер-мечники просто так бродят по степям, просто так отбивая пленных у Ашилэ. Чангэ была в степном наряде, может это какая-то внутренняя разборка, странно, что он решил вмешаться.
- Местами у героев чрезмерная сюжетная броня. Понятно, что умереть от первой же стрелы Чангэ не может, тогда дорама длилать бы 4 серии вместо 49, но попадают ей ужасающе близко к сердцу несколько раз, и всегда она очень скоро поправляется. То же с Сунем, его не берут ни чума, ни стрелы, он как железный.
- Дальше будет совсем уж субъективщина: вставки а-ля манга были лишними. Это вопрос исключительно вкуса, но автору кажется, что веселые картинки выбивают из повествования и значительно сбавляют градус серьезности - а у нас тут все очень серьезно, баллада-эпопея. При этом ладно, может быть на батальных сценах это было бы и лучше, чем плохая графика, но когда поверх этого еще и актеров накладывают...
- Советники императора: отец Хао Ду и прошлый учитель Чангэ - почему они выглядят как один человек?.. Попроще дела обстоят с отцом Вэй Шую, у него хотя бы бороденка есть, а этих двоих вообще не отличить. Я долго говорила себе, что это мой белый косяк, и будь я нормальной китаянкой таких проблем бы не было, пока не увидела пост китайского блогера ровно про это же...
Итого
Это действительно эпичная, захватывающая история (иначе не было бы такой длинной статьи), которая не оставляет равнодушным. Она не идеальна, ей нужно время на раскачку, романтика между двумя героями начинает мелькать только к середине (а для кого-то и не начинает вовсе), но в целом сериал производит сильное впечатление.
#дорамы #китай #путешествия чангэ #дорамы 2021 #дорамы декабрь 2021