Найти тему
Русская армия. История.

Кто такой летчик Ли Си Цын и почему он говорил только по-русски

Вьетнамский летчик в кабине МиГа
Вьетнамский летчик в кабине МиГа

Легендарный летчик Ли Си Цын начал свою боевую карьеру еще в далеком 1938 году, сражаясь на стороне Китая против японских империалистов. Впервые он был упомянут в книгах "Крылья Китая. Записки военного лётчика" и "Записки китайских лётчиков" за авторством китайского капитана Ван Си и некоего Фын Ю-ко.

Позже Ли Си Цын проявил себя в войне в Корее и во Вьетнаме. С ним бок о бок сражались такие китайские и корейские герои, как Ван Ю-шин и Ху Бе-нхо. Только вот все эти герои-летчики говорили исключительно по-русски. Все потому, что выучить китайский и корейский языки за пару недель было делом непростым.

На самом деле оказалось, что авторы книг о китайских летчиках-героях, это русские журналисты Жуков и Корольков. А упомянутые в них летчики Ван-Ю-шин, Ху Бе-нхо и Ли Си Цын, это Ванюшин, Губенко и Лисицын. Просто в 1937 году Советский Союз не мог открыто признать, что оказывает военную помощь Китаю против Японии.

Советский летчик-инструктор и вьетнамские пилоты
Советский летчик-инструктор и вьетнамские пилоты

21 октября из СССР в Китай было готово для отправки 447 человек. Это были первые "Ли Си Цыны": военные летчики, наземные специалисты, инженеры, технический персонал. Вместе с людьми на помощь китайцам послали истребители И-16 и бомбардировщики СБ. Две эскадрильи бомбардировщиков и одна истребителей. За все время военного конфликта Китаю помогало до 700 советских военных специалистов.

В 1938 году группа бомбардировщиков под командованием Фынь По разбомбила японскую авиабазу. Японцы потеряли до 40 самолетов. И все бы ничего, но, как оказалось, под псевдонимом Фынь По скрывался русский летчик Федор Полынин.

В 1950 году СССР, опять же, официально не участвовал в Корейской войне. Зато 64-й авиационный корпус, что базировался в Китае, полностью состоял из русских летчиков, что имели перефразированные фамилии на манер "Ли Си Цына", носили корейскую или китайскую форму и на их МиГ-15 наносились опознавательные знаки северокорейских или китайских ВВС.

Летчик Северного Вьетнама
Летчик Северного Вьетнама
Летать приходилось с корейскими опознавательными знаками и в китайской форме... Советских пилотов, участвовавших в боях, переодевали в униформу китайских народных добровольцев, в документы вписывали китайские имена и фамилии типа Си-Ни-Цын или Ли-Си-Цын, а на „МиГах“ красовались корейские опознавательные знаки. (Герой Советского Союза Евгений Пепеляев. Опубликовано АиФ 19.08.2019)

Изначально нашим летчикам даже выдавались русско-корейские разговорники. Но в горячке боя стало понятно, что говорить намного проще по-русски, чем искать нужную фразу в книжке. В итоге американцы часто слышали в своих шлемофонах русские ругательства.

За время Корейской войны по советским данным 64-й авиационный корпус сбил около 1200 американских самолетов потеряв при этом 335 самолетов. Согласно американским данным ВВС США уничтожили 827 самолетов МиГ-15. Число американских побед было явно завышено, так как общие потери авиации СССР, Северной Кореи и Китая составили 566 самолетов.

МиГ-17Ф во Вьетнаме
МиГ-17Ф во Вьетнаме

Согласно американским данным потери нашей авиации были в несколько раз выше, чем их потери. Упоминались цифры 1:10 или даже 1:14. При этом в воздушных боях согласно официальному документу "USAF Statistical Digest FY1953" американцы потеряли только 78 самолетов F-86 "Сейбр" ("Сейбр" был главным противником МиГа) . Остальные "сейбры" были сбиты огнем зениток или иными способами (потери "сейбров" всего 250 самолетов).

Конечно, помимо потерь F-86 у американцев были потери и других самолетов, таких как F-80 (потерян 371 самолет по американским данным). 29 бомбардировщиков B-29 по американским данным (69 по советским). Но американцы завышали количество своих побед и занижали количество потерь. То же самое делала и советская сторона.

Если сравнивать наших асов и американских, то лучший американский пилот Джозеф Макконелл сбил за время войны в Корее 16 самолетов МиГ-15. Он является самым результативным американским пилотом не только в Корейской войне, но и вообще за всю историю американской реактивной авиации.

Летчики Пепеляев и Лапшин у МиГ-15. 1950 год
Летчики Пепеляев и Лапшин у МиГ-15. 1950 год

С советской стороны можно выделить летчика Евгения Пепеляева, который сбил 23 американских самолета, из которых 18 - это "сейбры". Таким образом даже в противостоянии МиГ/"Сейбр" наш пилот "выигрывает" на два самолета.

Во Вьетнаме ситуация повторилась. Советские военные специалисты под вымышленными фамилиями участвовали в войне. Только самолеты стали новее. Теперь это были уже не МиГ-15, а МиГ-17, 19 и 21. За штурвалом самолетов находились в основном вьетнамские пилоты. Воздушные бои между русскими летчиками и американцами были скорее исключением. Так что точно сказать сколько американских самолетов сбил "Ли Си Цын" во Вьетнаме довольно сложно.

В последующем сам Ли Си Цын стал героем анекдотов и народного фольклора, включая песни и стихи:

«Кто же тот пилот, что меня сбил?» –
Одного вьетнамца я спросил
Отвечал мне тот раскосый,
Что командовал допросом:
«Сбил тебя наш летчик Ли Си Цын».
Это вы, вьетнамцы, врете зря
В шлемофоне четко слышал я:
«Коля, жми, а я накрою!»
«Ваня, бей, а я прикрою!»
Русский ас Иван подбил меня.
("Фантом". Песня группы ЧиЖ и Ко