Найти тему
Деловая Газета. Юг

Битые сервизы и новые профессии: как кубанские предприниматели осваивают маркетплейсы

pexels.com
pexels.com

Малый и средний бизнес Краснодарского края за время пандемии коронавируса в 30 раз увеличил объемы контрактов на международных торговых площадках - до 19,5 млн долларов. Такие данные приводит краевой центр поддержки экспорта.

Всего с начала пандемии на такие площадки вышли более 160 кубанских малых и средних предпринимателей.

Как рассказала основательница магазина подарков и сувениров «Синий квадрат» Татьяна Бузова, свои товары на площадке AliExpress Россия она реализует с 2020 года. Ассортимент магазина включает исторические статуэтки, творческие блокноты, планеры, открытки, наклейки, посуду и пр. Выйти на маркетплейс предпринимательнице помог представитель площадки, который сопровождал ее на этапе регистрации.

«Это был мой первый маркетплейс на тот момент. Потом ни разу не пожалела. Уже через пару дней после регистрации получила одобрение и смогла реализовывать товары», - сказала она.

Предпринимательница отметила, что зайти на данную электронную торговую платформу не составляет особого труда, для этого необходимо заключить с ней договор (нужно иметь юридическое лицо) и создать на сайте «карточки» товаров. После того, как они пройдут модерацию, можно начинать торговлю. С каждого заказа платформа берет комиссию, ее процент зависит от того, к какой категории относится продукция. В среднем это 3-7%.

«Самое главное отличие AliExpress - предоставление обратной связи с покупателем. В кабинете продавца есть отдельный чат с конкретным покупателем, что очень удобно. Могут возникать разные вопросы, обратная связь помогает оперативно их решить. Например, я могу напомнить покупателю, чтобы он забрал посылку», - рассказала Татьяна Бузова.

фото: pexels.com
фото: pexels.com

Принцип выхода на другие электронные площадки, по словам основательница магазина, похож, но каждая из них имеет свои нюансы. Сегодня продукция «Синего квадрата» также представлена на Ozon, Яндекс.Маркете и Wildberries.  Однако представленный на них ассортимент отличается. Например, исторические статуэтки, разные подарки в основном представлены на AliExpress, в то время как на Wildberries – более узкая категория товаров. Это, пояснила Татьяна Бузова, связано с тем, что каждая из площадок имеет свои особенности работы.

«Например, на площадке Wildberries у меня практически не представлены хрупкие товары, посуда. На мой взгляд, в пунктах выдачи необходимо наладить работу, а именно более тщательно проверять товар на возврат, соответствующе упаковывать его. Потому что сейчас статуэтки, другие хрупкие вещи при возврате могут просто бросать в коробки. В результате такие товары ломаются и портятся. После одного из таких возвратов я получила разбитый чайный сервиз. Большой минус, что сейчас не осуществляется контроль за такими случаями. Покупатели тоже избалованы тем, что возвращать можно все что угодно», - рассказала предпринимательница.

При этом площадка имеет и свои плюсы, добавила Татьяна Бузова, новичку можно выйти на нее более быстро и легко, она является самой простой с технической стороны. Также отличительной чертой являются выплаты за продажу товаров. Например, на AliExpress они происходят тогда, когда покупатель самостоятельно подтверждает получение заказа, на других площадках - продавец сам выстраивает частоту этих выплат. Wildberries предоставляет возможность вывести деньги раз в неделю, а Ozon производит выплаты раз в две недели.

«Самый очевидный плюс Wildberries, кроме легкого старта, это еженедельные выплаты. Каждый понедельник происходят выплаты за прошлую неделю, это очень хорошо, кассовый разрыв они автоматически уменьшают», - отметила Татьяна Бузова.

Ольга Долгих из Ейска реализует на маркетплейсах вязаные трикотажные изделия под брендом Odalia. По словам предпринимательницы, для ее товаров наиболее подходящей площадкой стал сайт Lamoda, хотя комиссия, которую берет маркетплейс, выше чем, например, на WildBerries.

На последней ассортимент бренда Odalia , отметила Ольга Долгих, представлен уже не так широко, но продажи тоже есть. Согласно географии продаж, которую позволяет отследить WildBerries, одежду бренда покупают и клиенты из-за границы.

«Коллекция и уровень одежды нашего бренда очень выросли с момента его создания, в том числе за время пандемии. Расширился модельный ряд, используемая пряжа, дизайн изделий. Но на WildBerries у нас представлено не так много товаров. Дело в том, что наши вещи сделаны из итальянской пряжи – кашемира, ангоры, вискозы - у них соответствующая цена. Такие изделия требуют особого, бережного ухода, в том числе аккуратной упаковки товара в случае возврата, но сейчас площадка не может полноценно обеспечить эти требования. На Lamoda не возникает таких проблем», - сказала Ольга Долгих.

Фото: Kampus Production / pexels.com
Фото: Kampus Production / pexels.com

Основательница бренда свечей Opium Candles Виктория Чиркова для реализации своих товаров выбрала Ozon. На это решение, по словам девушки, повлияло несколько факторов.

«Мне самой как пользователю Ozon нравится больше всех. Во-первых, пункты выдачи почти на каждом углу. Во-вторых, мне (как клиенту) кажется сам интерфейс приложения намного легче, чем у конкурентов. Ну и в-третьих, на мой взгляд, самая быстрая доставка. Зачастую на следующий день. В целом, при выборе площадки, я судила по себе, как пользователь», - рассказала она.

По словам Виктории Чирковой, изначально для выхода на маркетплейс она хотела нанять менеджера, но позднее решила сделать все сама. «Прослушала несколько бесплатных вебинаров,), мониторила Instagram, купила консультации, узнала различия в работе площадок. Возможно, с менеджером я бы уже продавала свои товары на Ozon, но я люблю понимать, за что я плачу людям, хотелось разобраться самой. Да, это сложнее и дольше. Но мне так понятнее будет в будущем», - рассказала предпринимательница.

Сложностей при выходе на маркеплейс  оказалось  много, отметила Виктория Чиркова. Для этого ей пришлось освоить сразу несколько профессий.

«Эксперт, у которого я учусь, тоже занимается со своей женой свечным бизнесом. Его супруга отвечает за свечи, ароматы и Instagram, а он за все технические процессы: сайт, торговая площадка, поставка на склад, транспортная логистика и т.д. Он мне сказал: «Вика, там ничего сложного. Текст копирайтер нам написал, я все наименования товаров ввел, штрихкоды строго по отгрузке создал, жена свечи сварила, фотограф отснял  и  все». Получается, что я сама себе копирайтер, фотограф, сама же производитель, и сама поставщик на маркетплейс со всеми вытекающими обязательствами», - рассказала Виктория Чиркова.

фото: Кристина Ларионова
фото: Кристина Ларионова

По словам девушки, зарегистрироваться на площадке и завести карточки товара оказалось не так сложно, как ей изначально казалось. В то же время возникли трудности с упаковкой товаров, ее пришлось изменить, поскольку маркетплейсу она не подошла.

«Старт продаж откладывался при столкновении с каждой такой мелочью. Потом пришла битая партия стаканов для свечей, потом крышки не мои, с чужим логотипом. В общем, казалось, все было против меня, но я не сдавалась. 2 января (пока все будут отмечать Новый год) я – свечавар-фотограф-копирайтер-аналитик-менеджер маркетплейса – буду отгружать первые товары в центр Ozon», - поделилась опытом Виктория Чиркова.

Как рассказала Татьяна Бузова, в прошлом году в начале пандемии коронавирусной инфекции на маркетплейсах совсем не было заказов из-за невозможности сделать доставку, но спустя неделю заказы восстановились. В этом году продажи были стабильными. К концу года прогнозируется рост продаж в связи с новогодними праздниками.

«Портрет покупателя сложно обобщить. На Ozon больше женская аудитория среднего достатка в возрасте от 30 до 45 лет. На AliExpress - непредсказуемый покупатель, площадка умеет охватывать самые разные аудитории. У многих почему-то до сих пор бытует мнение, что на эту площадку покупатель идет только за дешевым товаром. Однако у меня там активно покупают и статуэтки за 5-6 тыс. рублей. Одним из самых популярных товаров на этой площадке являются как раз исторические статуэтки», - рассказала Татьяна Бузова.

На каждом маркетплейсе, отмечает основательница магазина, есть возможность, подключать разные рекламные акции, что может положительно сказаться на динамике продаж. «В частности, на AliExpress есть интересная вещь - на этой площадке можно сделать страничку своего магазина, как в принципе и на Ozon, где можно собирать своих подписчиков. Сейчас на такой странице в AliExpress у меня порядка 20 тыс. подписчиков, и им можно отправлять купон на скидку. Вещь для продвижения очень удобная», - отметила Татьяна Бузова.

При сотрудничестве с такими площадками как Ozon, Яндекс.Маркет, рассказывает предпринимательница особых проблем не возникает. «Иногда на Ozon у меня возникали технические сложности. Например,  при создании карточки необходимо объединить, две характеристики (статуэтка одного вида, но разного размера) - это не сразу получалось сделать. Но на маркетплейсе есть фирмы, занимающиеся сопровождением, и они во всем помогают. Продажи здесь стабильные, возвратов практически не бывает», - сказала Татьяна Бузова.

Основательница бренда домашней одежды Vanilla sleep Елена Легостаева тоже какое-то время задумывалась о выходе на популярные маркетплейсы, в частности Wildberries. Однако отказалась от этой мысли из-за затрат. По ее мнению, такая площадка больше подходит для массового производства.

«Мой товар - это первый слой одежды, чтобы выйти на Wildberries, необходимо иметь сертификаты соответствия. Получить сертификат на одну позицию, например, хлопковую сорочку - стоит порядка 50 тыс. рублей. Получается, мне нужно понести масштабные затраты, чтобы выйти со всем своим ассортиментом. К тому же, мне кажется, через такие площадки сложнее довести до клиента товар в ликвидном виде – без мятой коробки, красиво упакованным», - пояснила Елена Легостаева.

В дальнейшем она планирует выйти на маркетплейсы с другим товаром, например, со спортивной одеждой. «Популярность онлайн-маркетов растет, это направление несомненно продолжит активно развиваться», - заключила Елена Легостаева.

Татьяна Баранова