Когда я прежде писал об автотуризме, то говорил, что зима, мол, лучшее время для автопутешествий, но я при этом ничего не конкретизировал. На самом деле я имел в виду самое начало зимы или ее конец. Но все-таки я должен сказать, что глубокая зима, с декабря по февраль — время для автомобиля не лучшее. И причиной тому вовсе не холод или вездесущий гололед. Нет, все гораздо проще. Главное препятствие это темнота.
Да, именно короткий зимний день и портит все удовольствие от поездок. Ну, например, ведь основная часть этого самого удовольствия, как мне кажется, состоит в бесконечном рассматривании проплывающих за окнами пейзажей. Где-то тебе хочется обязательно остановиться и погулять, чтобы посмотреть все поближе и в подробностях; где-то просто достаточно ехать медленнее, дабы не проскакивать впустую все самое интересное. Но зимой, когда световой день длится всего-то часов с 10 утра и до 16 дня, это все делается почти недоступным.
Кто-то, может, скажет, что 5-6 часов хватит с избытком, чтобы налюбоваться на окружающий мир, но я возражу, что на это так же накладывается кемперная специфика. Дело в том, что мы ездим по России, и предпочитаем те ее места, в которых нет пресловутой «туристической инфраструктуры». Хотя, должен сказать, что, например, в Финляндии, этой инфраструктурой славящейся, мы испытывали схожие проблемы.
Правда, та наша поездка пришлась на конец зимы, и со светом тогда уже стало получше, но все равно его было слишком мало. Ладно, не суть. Все равно зимой любые кемпинги и подобные заведения в основном закрыты, и поэтому места для стоянок нужно искать. По нашим вкусам такое место должно быть по возможности малопосещаемым и обеспечивающим полный интим, и чтобы это место найти, которое, еще в придачу ко всему должно быть и красивым, и удобным — опять же, требуется естественное освещение. В свете фар, как показывает опыт, поиск хорошей стоянки усложняется настолько, что лучше им и вовсе не заниматься, а вставать просто туда, куда можно приткнуться в относительной укромности и безопасности.
Я все это говорил к тому, что немалая часть светового, в итоге, уходит не на расслабленную приятную езду, а на судорожный поиск хорошего места, которое во что бы то ни стало надо найти до сумерек. Это, в свою очередь, радикально сокращает время дневного переезда и преодолеваемые за день расстояния. Здесь играет роль еще и то, что стартовать утром хочется тоже не в кромешной темноте, а хотя бы в первых неясных лучах нового короткого зимнего дня.
В итоге ты встаешь на стоянку часа в 4 дня, и потом в небольшом пространстве машины вынужден проводить время до следующего утра, не зная, что делать. Можно, конечно, смотреть фильм или тупить в интернете, если он вообще ловит, но этого развлечения хватит на пару дней. А в долгих поездках проводить так большую часть суток, приходящихся на темноту — совсем не интересно.
По этой же причине, кстати, я очень не люблю растягивать морские яхтенные походы на осень: там даже не в стоянках дело, без которых на лодке можно и обойтись, если погода нормальная, а в том, что двигаться в темноте в принципе ужасно некомфортно. Но это все был, так сказать, только первый пласт проблем. Есть еще один.
Он заключается в том, что зимой вообще не очень-то и хочется лишний раз вылезать из машины. Тут все тоже упирается в естественное освещение, но и в целом погодные условия таковы, что уж лучше сидеть на диванчике, смотреть фильм, потягивать какой-нибудь напиток (характерный для данной местности, который ты впопыхах купил в придорожной «Пятерочке»), и вообще — всячески наслаждаться уютом теплого комфортного кемпера, за окнами которого видно холодную суровую природу, очертания которой неясно вырисовываются в меркнущих лучах уходящего вечера.
При таких условиях, максимум, на что ты можешь рассчитывать за пределами машины — это быстро пробежаться по самым ближним окрестностям, пока еще хоть что-то видно, замерзнуть, и спотыкаясь побежать обратно. Если говорить про населенные пункты, то и в них зимой делать особо нечего, так как снова стемнеет, все будет завалено кучами грязного обледенелого снега, а тупо в кафе сидеть тоже не очень-то и интересно. Ну погуляешь несколько дней по разным городам, и по музеям, но все равно ведь основные путешествия проходят между крупными населенными пунктами, среди нетронутой природы.
Кто-то, наверно, подумает, что я просто не люблю зиму. Но нет, вы ошибаетесь. Зиму я просто обожаю. Просто я хочу сказать, что она не подходит для поездок на кемпере. И, кстати, именно по этой причине мы пока даже и не думали начинать переделку нашего нового «Соболя». Подождет и до февраля. А пока можно наслаждаться уютом дома, заниматься домашними делами, планировать будущие поездки, ну и, конечно, ждать, когда световой день ощутимо прибавится.