24 декабря Русская Православная Церковь празднует память священномученика Феофана (Ильменского), епископа Соликамского. Ниже приводим его поучение «О высоком призвании женщины-христианки», опубликованное в Саратовском духовном вестнике в 1911 году
«В то время как древний языческий мир в своем отношении к женщине дошел до крайней степени унижения ее, до низведения ее на степень рабы, в скромном уголке земли Иудейской, в Галилее, раздался кроткий и любвеобильный, но потрясающий землю Небесный голос Божественного Учителя: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11: 28). Этот голос шел прежде всего к сердцу человеческому, и не отличал он мужчин от женщин в духовно-нравственном отношении. Христос Спаситель Свое учение одинаково предлагает как тем, так и другим. Высокое учение о Боге как Духе и о поклонении Ему в Духе и истине и о Себе Самом как Мессии Он открывает впервые женщине-самарянке (Ин. 4: 23 — 26).
Марии, сидевшей у ног Иисуса и слушавшей слово Его, Христос воздает особенную похвалу, как избравшей благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10: 42)!
Женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Его прежде апостолов, Он говорит: радуйтесь! — и повелевает идти и возвестить всему миру о Его воскресении (Мф. 28: 9—10).
Всем этим Христос Спаситель возвышает положение женщины и показывает, что она отнюдь не менее мужчины способна к восприятию Божественного учения Его и осуществлению этого учения в жизни своей. И женщина-христианка в первые века христианства блестяще оправдала эту веру в нее, в ее духовные силы. Оживите в своем воспоминании сонмы святых жен, восприявших на себя на заре христианства подвиг апостольства наряду с апостолами, каковы, например, святая Мария Магдалина, Юлия, Ирина, Мариамна, позднее Нина, просветительница Грузии. Все они в буквальном смысле несли все труды и муки апостольства, ввели в ограду Церкви Христианской царей царств, почему Церковь и числит их равноапостольными. Вспомните далее сонмы святых дев и жен, восприявших во время гонений на христиан подвиг мученичества. И здесь славные имена великомучениц Феклы, Варвары, Екатерины, Александры, Евфимии и других являются во всем блеске нравственного величия их. А сколько святых жен мы видим в сонме христианских подвижников!! Кто не удивлялся подвигам пустынножительства преподобной Марии Египетской? Но особенно близким и понятным вашему сердцу подвигом любви ко Христу Спасителю со стороны женщины-христианки является подвиг материнства, подвиг, сияющий в истории Христианской Церкви таким же светлым ореолом величия, каким сияет подвиг апостольства святых равноапостольных жен. Вспомните, кто воспитал столпов Христианской Церкви — великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста? Их матери и сестры.
Для женщины-христианки не закрыто <…> и более широкое поприще общественной деятельности <…>, но в большей массе женщина-христианка проявляет себя в тесной сфере семейной жизни и здесь служит идее воплощения Христа, проведению в жизнь Его Божественного учения. Живым чутким сердцем чувствуя истину христианства, женщина скорее мужчин принимала новую религию и делалась апостолом для своих мужей, отцов и братьев, а через них и для всего общества. Подумайте, как велико и важно то служение материнства и как счастлива та мать-христианка, которая сумеет возжечь светильник Христовой веры и благочестия в своем семейном очаге, воспитать как следует не только по телу, но и по духу детей, которых ей даст Господь, сделать их честными гражданами и добрыми членами Церкви и отечества, так что не стыдно будет сказать ей потом пред Христом: Вот я и дети, которых дал мне Господь (Ис. 8: 18).
Христос Спаситель не требует от вас подвига мученичества, подвижничества, апостольства в тесном смысле этого слова, соединяемого с подвигом самоотречения, но каждой женщине-христианке Он говорит то же, что сказал Он и женам-мироносицам: идите и возвестите миру о Моем воскресении (Мф. 28: 7, 10). Это значит, что каждая женщина-христианка, на какой бы ступени общественной жизни и деятельности она ни стояла, должна быть провозвестницей радости воскресения, обновления духовно-нравственной жизни в общении с источником этого воскресения, этого обновления — Самим Иисусом Христом. <…>
Понимаемое в широком нравственно-христианском смысле материнство может осуществиться и на других ступенях общественного служения, когда женщина всюду будет вносить животворный свет той ласки и тепла, который свойствен ей по отличительному свойству ее природы. Ибо женщина есть по преимуществу человек сердца. Но помните: как первые женщины-христианки получали свое возрождение от Христа, от Его благодатного слова, от благодатного общения с Ним, так должно быть и с вами. Соедините свое сердце со Христом и в тесном, таинственности общении с Ним несите свои силы и знания на служение человечеству в семье ли, в школе или обществе, на какой другой ступени государственной жизни, и вы найдете покой душам вашим, небесное высшее счастье, с которым несравнимо никакое земное счастье».
Аминь.
Священномученик Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. Ожидание праведников — радость. Духовное наследие. (готовится к печати).