«Большая» пресс-конференция В. Путина, 23 декабря: комментирует эксперт, политолог, преподаватель Сибирского Федерального Университета (Красноярск) Юрий Николаевич Москвич:
— Из всех предыдущих встреч Путина с журналистами это была именно пресс-конференция: в большинстве своем — четкие вопросы, ясные ответы. На этот раз региональные журналисты вели себя сравнительно по-деловому, сдержанно. Хотя на уровень вызовов времени, к сожалению, не поднялись…
Что обратило на себя внимание на этой встрече? Назову три момента.
Первый – ярко и лаконично высказанная позиция по поводу США и Европы.
Второй – рассказ о довольно успешной в уходящем году деятельности нового правительства России, несмотря на сложности, связанные с пандемией. И третий, с моей точки зрения, это очевидный поиск партнеров в обществе, которые подсказывают или уточняют, что еще нужно конкретно сделать в стране, что изменить, дополнить, развить в национальных проектах. Подобные рекомендации звучали в вопросах журналистов-лоббистов, понимающих, что ресурсов в их регионах недостаточно и что руководство этих регионов хотело бы получить максимальную федеральную поддержку. Это заметно прозвучало.
Есть и удививший меня аспект. Фактически ни слова не было сказано о тех реально начавшихся в России реформах в системе государственной власти, что нашло отражение в недавно принятом законе о единой системе публичной власти в субъектах России. Можно упомянуть, в частности, ситуацию со сроками губернаторов. Теперь законодательные собрания субъектов РФ после вступления в силу закона будут самостоятельно определять число сроков полномочий губернаторов. Но важно и положение о том, по каким причинам они могут быть отстранены от должности.
Насколько мне известно, в регионах разные группы элит, от управленческой до экономической, ожидают изменений, пока не очень понятных и привычных. Имею в виду реформу местного самоуправления. Проект такого закона внесен в ГД, в ближайшее время он будет рассмотрен и наверняка принят.
Лишь в одном месте президент косвенно указал на этот будущий закон, когда сказал, отвечая на вопрос журналистки о проблемах в некоторых регионах, в частности, в Алтайском крае с углем, что подобные проблемы разрешимы, потому что существуют субсидии, и в региональной властной вертикали это должны учитывать. Пока подобное замечание не совсем осознается многими. Полагаю, это может стать темой, например, для предстоящего президентского послания Федеральному собранию…
Очевидно, сейчас президент озабочен двумя принципиальными для него вопросами: международной ситуацией, и он ожидает позитивных подвижек в этом направлении. Другой вопрос, будет ли и дальше эффективно развиваться экономика и работать правительство, ЦБ, Сбербанк и т.д. на реализацию задач, поставленных в национальных проектах. С моей точки зрения, журналисты на этот уровень разговора не вышли.
К сожалению, я не заметил каких-то прорывных, новых подходов или идей, которые появлялись на прежних встречах с прессой. На этот раз все сводилось к тому, что – да, правительство уверенно работает, вы правильно ставите вопросы, а мы подумаем, обсудим, и будем действовать в направлении ваших предложений и замечаний.
На пресс-конференции не прозвучало ни привычной критики местных органов власти, ни каких-то острых моментов по отношению к правительству, исключая вопрос о Сбербанке, который президент взял под защиту вместе с РОСНАНО. Эту компанию В. Путин, по-видимому, считает своим проектом, и ее возможности, судя по всему, далеко не исчерпаны. Особенно если будет произведен серьезный анализ деятельности этой структуры.
Сложилось впечатление, что президенту хотелось бы больше говорить о достижениях и об изменениях в общественном сознании, на что направлены медиа, особенно в тех сложных условиях, в которых ныне оказалась Россия.
В частности, В. Путина не может не волновать демография, и он дал, с моей точки зрения, разумный ответ на этот вопрос, потому что решение демографических проблем зависит не только и не столько от материального благополучия, а от неких ментальных изменений. Есть ощущение, что наш президент верит, что в России может произойти демографический подъем, несмотря на то, что весь западный мир давно смирился с низкой рождаемостью, да и эксперименты с семьей там становятся нормой.
Мой главный вывод из состоявшейся пресс-конференции: президент полагает, что деятельность правительства, направленная на выполнение национальных проектов, сама система национальных проектов неплохо проявляют себя в стране. А множество проблем, имеющихся на местах, сейчас гораздо легче, чем раньше, можно решать при новом системном подходе. Повторяю, есть национальные проекты, есть бюджеты регионов, и президент призвал к некоторому пересмотру имеющихся планов развития. Если общество нуждается в том, что именно поставленные задачи необходимо решать, что ж, есть механизмы, не надо по каждому отдельному случаю обращаться к верховной власти, следует активнее теребить местные власти, как президент и посоветовал.
Впечатлила фраза в конце пресс-конференции, что главная цель власти – выполнение планов. Именно с реализацией национальных проектов президент связывает дальнейшие преобразования. Подобный настрой он продемонстрировал в ходе всего разговора. Пример успешного развития военной отрасли должен использоваться в других сферах, стать драйвером движения к новому уровню развития всей страны. По-видимому, есть некая установка президента на то, что так же успешно может происходить выполнение национальных проектов. Тем более, если активнее подключать и общественные силы на местах, и местные органы власти. Именно с учетом мнений и практики в регионах можно и нужно в национальных проектах что-то детализировать, перестроить, усовершенствовать. Для этого есть и финансовые ресурсы, и конкретные инструменты. Вот в чем совершенно новый подход, который производит обнадеживающее впечатление. Отмечу интонацию, посыл пресс-конференции: давайте вместе с вами, с журналистами, неравнодушными гражданами будем решать насущные проблемы страны. Вы – не зрители со стороны, а необходимая созидательная сила.
Читайте больше материалов на нашем сайте