Начав год громкой спортивной победой команды «КАМАЗ-мастер», челнинский автогигант заканчивает его победами производственными и финансовыми. Между положительно заряженными «полюсами», однако, затесалось и несколько громких скандалов.
Вспоминаем знаковые события и резонансные инциденты, а также рассуждаем о перспективах КАМАЗа на 2022 год.
Крашеный асфальт
Красить траву в зеленый перед приездом генерала — «баян» даже для сборника старых армейских анекдотов. Красить асфальт перед приездом премьер-министра России Михаила Мишустина — шутка с Автомобильного завода КАМАЗа прямо из лета 2021 года. Ролик «процесса» опубликовал один из рабочих предприятия.
Видео быстро разлетелось по сети. Но в итоге оказалось этаким полуфейком. Асфальт рабочие действительно красили. Но только потому, что до этого красили ворота на контрольно-пропускном пункте. И испачкали свежеуложенный асфальт. Полноценным скандалом это и не назовешь. Но в памяти о КАМАЗе и 2021-м этот случай точно останется.
Горящие электробусы
Если подретушированный асфальт на репутации производителя автомобилей вряд ли серьезно скажется, то самовоспламеняющаяся на ходу техника — вполне. В сентябре в Москве, куда КАМАЗ поставил крупную партию электробусов, один из них загорелся. Благо транспорт следовал в парк без пассажиров и никто не пострадал. Причиной предварительно называли короткое замыкание проводки или человеческий фактор. Машина была сильно повреждена и в итоге списана. Однако инцидент оказался первым за три года эксплуатации, поэтому особого резонанса не вызвал.
Однако неделей позже загорелся еще один электробус. Вспыхнул фильтр компрессора. В октябре — еще один случай. Водитель заметил густой дым, идущий из моторного отсека. И вроде бы справился с пламенем самостоятельно. Очевидцы успели снять происходящее на видео. Но учитывая отсутствие пострадавших, тягу электромобилей к спонтанным возгораниям и в целом то, что для КАМАЗа эти случаи единичны на сотни поставленных машин, разговоры об этих инцидентах быстро сошли на «нет».
«Летальное» производство
А вот на самих заводах КАМАЗа производство в 2021 году без жертв не обошлось. В апреле на Литейном заводе погиб 52-летний слесарь ремонтник. Мужчину насмерть придавило прессом. В августе на Прессово-рамном заводе смертельную травму получил рабочий компании «Регион-Сервис». Во время штамповки детали ее часть отлетела и попала в голову мужчине. Пострадавшего госпитализировали. Врачи несколько часов боролись за его жизнь, но безуспешно. В итоге было возбуждено уголовное дело о нарушении требований охраны труда.
Несмотря на то, что подобные трагические случайности происходят, в целом статистика подсказывает, что работать на предприятии стало безопаснее. По словам начальника бюро отдела охраны и гигиены труда департамента ПБиЭ Светланы Хановой, за последние 10 лет число несчастных случаев на КАМАЗе упало на 68%. При этом и коэффициент частоты производственного травматизма на каждую тысячу работников уменьшился почти на 54%. Среди главных причин получения травм на заводах — ослабление контроля соблюдения требований охраны труда, неудовлетворительная организация работы и неосторожность самих пострадавших.
Аферы от сотрудников и партнеров
Не обошли стороной КАМАЗ и финансовые махинации. В ноябре стало известно, что четыре работника автогиганта фальсифицировали отчеты о проживании в гостиницах городов России во время командировок. Суммарно такой схемой за период с 2019 по 2021 год им удалось «увести» 349 тысяч рублей. Правда, ответить за это пришлось потом в рамках уголовного дела по статье «Мошенничество».
С более серьезным ущербом, который оценивался в миллиарды рублей, связывали обыски, прошедшие в апреле на оборонном предприятии «Ремдизель» в Челнах. По предварительной версии, спецслужбы «пришли» к партнерам КАМАЗа в рамках расследования дела компании «КамСпецМаш-НЧ». Якобы организация приобретала у «Ремдизеля» ремонтные комплекты экологического класса «Евро-2» и «Евро-3». А затем, пользуясь наличием сертификата автопроизводителя, продавала автомобили как оснащенные двигателями уровня «Евро-4».
Для автогиганта, однако, обыски не стали неожиданностью. Так как в материалах дела фигурирует Внешнеторговая компания КАМАЗа, то предприятие и само было заинтересовано в следствии. И еще в 2020-м передали в компетентные органы необходимые материалы.
Триумф «КАМАЗ-мастера»
Не прошел 2021-й и без побед. Уже в январе болельщики «КАМАЗ-мастера» праздновали триумф команды на ралли-рейде «Дакар». Челнинские спортсмены не только взяли 18-е золото в этой гонке, но и заняли весь пьедестал.
В июне еще одной победой в спортивном направлении стал анонс гоночного грузовика с новой кабиной К5. Выпуская автомобиль, компании удалось «убить двух зайцев». Во-первых, это подготовка к грядущим изменениям в техническом регламенте FIA, которые принимаются для планируемого с 2022-го грузового зачета Чемпионата мира по внедорожным ралли. Во-вторых, измененный облик кабины можно рассматривать как часть маркетинговой программы по продвижению нового семейства К5 на международном и внутреннем рынке.
Финансовые успехи, новый модельный ряд, кадровый вопрос
За 10 месяцев 2021 года КАМАЗ отгрузил продукции на 168 млрд рублей и произвел 35 495 грузовиков. План до конца года — 211 млрд рублей и 44 тысячи машин. По словам директора блока управления персоналом, организационного развития и корпоративного управления Жанны Халиуллиной, и эти цифры — не предел. Одним из сдерживающих факторов же является дефицит кадров.
— Нам не хватает основного производственного персонала. Но это не только рабочие у станков. Это мастера, бригадиры, технологи, инженеры. У нас большой кадровый дефицит. Мы не боимся об этом говорить. Эта проблема не только у нас, а фактически у всех предприятий. Для нас это в определенном смысле ограничение в развитии. В этом году компания собирается произвести 44 тысячи автомобилей. Это абсолютный рекорд в новейшей истории. Но как мы видим рынок, мы могли бы продать больше, если бы смогли их произвести. У нас внутри компании есть шутка, что продавцы у нас занимаются распределением, а не продажей. Мы могли бы больше, если бы была возможность больше произвести, — рассказала Халиуллина.
В 2022 году компания планирует вывести на рынок всю линейку автомобилей поколения К5 — и средне-тоннажные, и тяжелые машины. Работе с новой техникой, тонкостям ее обслуживания активно обучали персонал в корпоративном университете. Но в целом задача по кадрам более глобальная.
— Мы понимаем, что детки, которые уезжают учиться в Москву или Питер, не возвращаются потом к нам, к сожалению. Кем они там работают, мы не знаем. Но меньше 30% остается в городе. Это большой вызов, что нужно сделать в городе, на КАМАЗе, чтобы детям было интересно и работать, и жить в нашем городе, — рассуждает представитель предприятия.
Автогигант активно проводит мероприятия по профориентации, а также взаимодействует с вузами. Например, в КФУ открыли новые профили по востребованным профессиям — электромобили, литейное производство, автономные энергетические системы. В планах также совместный запуск с городом системы «двойных дипломов».
— Очень хотели, но есть пока законодательные ограничения — совместно с городом запустить двойные дипломы. У нас это получилось сделать в Казахстане. На базе Костанайского регионального университета уже 20 человек набрано по программе машиностроения. Два года они будут учиться в Казахстане, два года в Челнах проходить практику на КАМАЗе. По выходу у них будут двойные дипломы, — пояснила Халиуллина.
Несмотря на сдерживающие факторы, в 2022 году КАМАЗ ожидает, что показатели по выпуску автомобилей вырастут на 18%, рассказал заместитель гендиректора предприятия по закупкам Равиль Ибрагимов. Среди перспективных направлений, подробностей о которых пока мало, фигурируют электрокар «Кама-1», водоробусы, конкурент «Газели» — малотоннажный грузовик «Компас». Кроме того, компания начнет производить компоненты для премиальных авто Aurus Senat.
Высокий спрос на грузовые автомобили, вызванный восстановлением экономики в 2021 году, а также реализацией национальных проектов, привел к увеличению производства и продаж КАМАЗа. Вместе с тем отмечается и неплохой рост экспортных продаж компании. Несмотря на кризис полупроводников, который на данный момент является ключевым риском для автопрома, компания продолжает наращивать выпуск грузовых автомобилей. Дефицит полупроводников данный сегмент переживает легче, чем сегмент производства легковых автомобилей, что связанно с их более низким масштабом производства и, соответственно, меньшей потребностью в микросхемах. Мы ждем сильных финансовых результатов по итогам 2021 года и считаем, что спрос сохранится и в 2022 году, значительно поддерживая результаты компании, — рассуждает о перспективах КАМАЗа на будущий год главный аналитик «Промсвязьбанка» Владимир Соловьев.
Зарплаты и побежденный коронавирус
Понимая, чем грозит крупному предприятию пандемия коронавируса и возможные локдауны, на КАМАЗе одними из первых взялись за вакцинацию сотрудников. И любые аргументы противников подобных методов борьбы с ковидом на автогиганте будут разбиты полученными результатами. На заводах компании в Челнах вакцинировано 93% сотрудников, а 67% уже прошли ревакацинацию. Итог — ни одного случая COVID-19 на 35-тысячном предприятии с начала ноября.
— У нас с ноября по основному производству нет ни одного заболевшего. Чтобы ни говорили про вакцинацию, в нашем случае она работает. Сюда включаются, безусловно, еще и противоэпидемиологические меры. У нас на завод невозможно зайти без маски. На всех проходных стоят автоматические сканеры, которые проверяют и наличие маски, и температуру. Человек больной на работу зайти не может, — рассказал руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев.
Еще одна интересующая многих цифра — средняя заработная плата. По итогам 11 месяцев 2021 года она составляет 50 989 рублей. При этом за год она выросла на 22%. Как замечает Афанасьев, при оценке уровня заработной платы следует помнить и про социальное обеспечение, которому на КАМАЗе уделяют огромное значение.
— У нас цифры на одного человека — в среднем 33 тысячи рублей социального пакета. Условно говоря, каждому работнику к зарплате еще в течение года прибавляются эти 33 тысячи рублей. А на следующий год мы планируем довести эту цифру до 41 тысячи рублей. У нас в целом финансовое состояние сотрудников складывается не только из заработной платы, но и социального пакета, что тоже влияет на благосостояние работников, — отмечает Афанасьев.
В 2021 году на социальное обеспечение было направлено более 1 млрд рублей, что больше прошлогодних показателей на 8%. В 2022-м эту цифру на КАМАЗе планируют поднять еще на 24%, до 1,3 млрд рублей.