Найти тему

Кто же такой Ырка в славянской мифологии?

Ырка. Мифы. Сказания. Легенды.
Ырка. Мифы. Сказания. Легенды.

Сегодня поговорим о существе, чье происхождение покрыто мраком тайн, вернее сказать, персонаж, о котором пойдет речь сегодня, с большей долей вероятности, является авторским существом.

И так речь сегодня пойдет об Ырке. Кто тоже он такой, и откуда попал в русский фольклор?

Упоминание об Ырке есть в книге «Русский языческий фольклор». Её автором выступает Юрий Петрович Миролюбов, тот человек, что опубликовал Велесову книгу, его же, кстати, считают и автором этой книги, поскольку научным сообществом она считается фальсификатом.

Так что вполне возможно, что Ырка тоже выходец из-под пера Миролюбова. Так или иначе, спорить по этому поводу – дело бессмысленное.

Давайте все таки узнаем, что же Юрий Петрович там такого написал.

Вот выдержка из его книги:

«Старые люди рассказывали, ночью человек идет в поле, расстояние между ним и домом другое, чем днем, и ночью человеку все кажется, будто кто-то идёт за ним, и беда, если он оглянется! Тут-то Ырка сразу добегает до него и начинает его морочить! То хватит за руку и начнет вертеть вокруг себя колесом, то удлинит дорогу, а то собьет с пути.

Чтобы Ыра не сбил с пути, нельзя не в коем случае оглядываться, начнет звать знакомым голосом: будто жена либо муж, это брат сестра, мать еще меньше оглядываться. Даже думать о том, чтобы оглянуться нельзя, а то Ыра сразу выскочит в один прыжок будет рядом и начнет говорить всякое, даже и такое, что никто кроме бога не знает. Отвечать никак нельзя, лучше всего сказать «чур меня, чур, пращур трижды», и тогда Ырка отстанет, но, если ответишь, так он начнет забегать, вперед дорогу преграждать, в поле заводить подальше от дома. Лучше молитву какую-нибудь читать. «Отче наш» очень помогает, потому что ей на сам Иисус научил.

Ырака же не черт, но темный человек он из тех может, что повесились или горло себе ножом перерезали, утопились. Ночью его воля. Ночью он ходит по всем дорогам, бегает, где бы кого, встретить, тепла его живого напиться. Чтобы дожить не дожитое, оборвал ведь жизнь, а дожить то её должен. Вот и ищет.

Если кто в поле заночует, надо огонь развести, Ырка огня боится, огонь его прогоняет, а тут мудрость великая и не всякому она сказана.

И вот Ырка бегает, и не дай Бог, увидать его темное лицо. Глаза у него, как у большой кошки светятся, посмотришь, он тебя и заворожит. В глаза ему, если он забежал вперед, никак нельзя смотреть. Особенно он привязчив на Ивана Купалу, потому огни разводят в эту ночь.»

Ырка. Мифы. Сказания. Легенды.
Ырка. Мифы. Сказания. Легенды.

Попробуем из этого текста вычленить образ Ырки. Мы знаем, что Ырка - это дух. Добра людям он явно не желает, пытается сбить человека с пути и погубить. Выглядит он как человек с темным лицом, на котором расположены светящиеся в темноте кошачьи глаза. Смотреть в них нельзя, поскольку этот дух может вас заворожить.

Ырками становится души самоубийц, и обитают они неприкаянные в поле, поскольку считается, что леший их в лес не пускает.

Пьёт человеческую кровь, ну или, по-крайней мере, вытягивает из людей энергию, ведь свою жизнь они не дожили, поэтому пытаются использовать чужую.

В общем, если, вы оказались ночью в поле и почувствовали, что за вами кто-то следит или услышали чьи-то шаги, идите как можно быстрее и не оборачивайтесь, не отвлекайтесь на голос, который вас зовет, иначе все может закончиться очень печально ,особенно, если вы не знаете как отпугнуть Ырку.

Ырка. Мифы. Сказания. Легенды.
Ырка. Мифы. Сказания. Легенды.

Каково же, все-таки, её происхождение? Действительно ли Миролюбов взял из фольклора, или же Ырка является результатом его фантазии?

Является ли этот дух вымышленным или нет, но появилось уже нечто вроде истории о нем:

«Где-то в Нижегородской области, у деревни Кисилева, расположены луга, которые обрамляются дубравами и сосновыми рощами. Именно на этих лугах можно встретить некий бестелесный дух, принимающий различные образы.

Появился он здесь, якобы, после того, как в 1670 году у села Шпилева потерпел поражение, сподвижник Стеньки Разина, Осипом. Народу тогда полегло много.

И с тех самых пор, происходят в этих местах странные вещи. Например, в 1873 году, полиция сбилась с ног, разыскивая появившегося здесь маньякам. Очереди жестоких убийств, казалось, не было конца. Список жертв все увеличивался. Преступник не щадил никого: ни малолетних детей, ни стариков. Причиной гибели как правило был разрыв сердца или его остановка, при этом, иногда трупы находили на обочины дорог, на полях, на сенокосных лугах.

Засады, которые устраивала полиция, ни к чему не привели. Один раз, ближе к полуночи, что-то заколыхалась, вздыхало, завозилась среди колосьев ржи. Но тут раздался истошный крик, и полицейские, с шашками наголо, выбежали из своего укрытия.

В ста шагах от них, лежал еще один командированный, он был мертв. Однако никаких следов насилия не наблюдалось. Вскрытие показало, что полицейский скончался от сердечного приступа. И это в двадцать девять неполных лет.

Цепочка загадочных преступлений прервалась только с первыми заморозками. Всего в 1873 году у села Шпилево погибло 11 человек.

Маньяка так и не изловил.

Ырка. Мифы. Сказания. Легенды.
Ырка. Мифы. Сказания. Легенды.

1 мая 1938 года, неподалеку от своего земельного надела, был обнаружен труп Кузьмы Репина, 49 лет от роду, могучего телосложения. На теле Репина и было несколько ран, похожих на след укуса какого-то неизвестного зверя, а кровь выкачана. Но никто ничего не мог сказать.»

Вот, пожалуй, и все, что я хотел рассказать про Ырку!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы дальше узнавать много новых мифов, легенд, необычных существ!

Читайте также:

Птица вещая - Гамаюн. Славянская мифология.

Кто же такая Полудница в славянской мифологии?

Кто такой двоедушник в славянской мифологии?