«Надо бы сделать то-то и то-то, - громогласно вещает начальник в присутствии не только адресата, но и прочих подчинённых, - Да куда уж вам, ваша пятая точка приросла к креслу. По свободе займитесь бегом или аэробикой, а то и вовсе мхом зарастёте. Ха-ха-ха!» Бедный подчинённый покрылся красными пятнами от смущения, всем присутствующим стало как-то не по себе, и лишь двое-трое подхалимски подхихикивают, желая угодить боссу.
Юмор ли это, обычно смягчающий обстановку и снимающий напряжённость? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы ответить отрицательно.
В данном случае мы видим стремление проявить свою значимость и возвыситься за счёт унижения подчинённого. Реакция на такую «шутку» может варьироваться от смущения и попыток колко ответить до сбоев в работе сердечно-сосудистой системы.
А вот ещё один, но уже менее обидный пример, который можно отнести к разряду «сомнительные шутки».
Директор большого супермаркета «приветствовал» явившегося на работу менеджера громовыми раскатами:
«Да-а, знал я, что вы легкомысленный человек, но не до такой степени.… И как вам не стыдно? Где у вас совесть, да и есть ли она вообще?»
Опешивший работник вмиг покрылся холодным потом и начал было лепетать, что он совестливый и вообще не понимает суть обвинения.
Начальник, вдоволь насладившись произведённым эффектом, расхохотался и не менее громогласно заявил: «А так я думаю потому, что вы забыли о юбилее нашей уважаемой И.Т. Где ваши цветы? Где парадный костюм? На вас это так непохоже!»
«Шутка – это отдых, ослабляющий напряжение», - именно такой цели, по мнению Аристотеля, должен служить юмор. Он в той или иной степени присутствует в каждой сфере нашей жизни, независимо от возраста, национальности или профессии.
Без юмора было бы скучно и неинтересно жить и общаться, он формирует положительный настрой, поднимает настроение, помогает свести на нет конфликтогенные факторы.
Среди подростков и недалёких индивидуумов популярны шутки, широко рекламируемые в некоторых зарубежных фильмах: убрать стул из-под желающего сесть, плюнуть на шикарный галстук или направить коробку с тортом кому-нибудь в лицо.…
Между тем такой, с позволения сказать, юмор приносит шутнику больше вреда, чем пользы, особенно если он демонстрируется в кругу малознакомых или взрослых людей.
И вообще профи в этой области рекомендуют не торопиться раскрывать себя как остроумца и приколиста:
- вначале надо присмотреться к окружению
- узнать людей поближе
- и на первом этапе общения быть весьма сдержанным по части юмора.
Особенно это касается новичков в рабочем коллективе. Лучше всего, если инициатива будет исходить от сотрудников. Лишь при соблюдении этих условий можно надеяться на понимание и адекватную реакцию на вашу шутку.
Если юмор из вас так и брызжет, будьте внимательны и осторожны: воздержитесь от «подковыристых», пусть даже и очень смешных, замечаний в адрес кого-либо из присутствующих.
Ограничьтесь рассказом о забавных случаях из своей жизни, приведите остроумный афоризм или каламбур или опишите сцену из кинофильма. И помните слова Э.Хемингуэя: «Шутник подчас сильно надоедает, тем более, если его шутки имеют обыкновение повторяться».
Как на вкус и цвет товарищей нет, так и восприятие смешного может быть неодинаковым у различных людей. Один будет от вашей шутки покатываться от смеха, а у другого на лице не дрогнет ни один мускул, разве что из приличия он может слегка раздвинуть губы в улыбке.
Реакция зависит от наличия у самого слушающего чувства юмора, от его расовой и социальной принадлежности, уровня образования, настроения, в конце концов.
Вообще, юмор заразителен: при царящем вокруг веселье «разогретый» народ посмеётся даже над не очень-то остроумными шутками. Мы довольно редко можем хохотать до слёз, когда по ТВ идёт юмористическая передача.
Но обратите внимание на реакцию в зрительном зале! Здесь налицо эффект массового восприятия: почти любая сказанная со сцены фраза вызывает взрыв смеха…
Сейчас принято устраивать так называемые «корпоративы» - застолья в кругу своего коллектива. Такие мероприятия сближают сотрудников, позволяют им лучше узнать друг друга в непринуждённой, неформальной обстановке. Но здесь, как ни странным может показаться, надо соблюдать особую осторожность по части юмора.
Анекдоты на работе как правильно рассказывать
Евгений Л. пришёл в эту фирму лишь несколько дней назад и пока проходит испытательный срок. Отмечали годовщину образования предприятия, и по этому случаю был организован банкет. Начальство и коллеги имели и ещё одну цель: присмотреться к молодому человеку – ведь они его совсем не знали.
Началось застолье, и поначалу разговор не особо клеился. Евгений, желая блеснуть остроумием, рассказал анекдот про поручика Ржевского. Интеллигентные, серьёзные в общем-то люди, которые ещё по бокалу шампанского не выпили, не только не рассмеялись, но и не улыбнулись, а многие почувствовали неловкость: анекдот-то ведь фривольный.
«Да что вы все такие скучные и унылые, как на похоронах?! Давайте я расскажу ещё анекдот!» - через полчаса уже подвыпивший Евгений почувствовал себя как рыба в воде.
Следующий анекдот был совсем уж скабрёзным… Чем кончился корпоратив? Вместо расслабления и отдыха люди получили испорченное настроение и неприятный осадок от общения с «весельчаком».
Мало того, что из ресторана его чуть не на руках выносили, так он то и дело сыпал непристойными шутками и сомнительными комплиментами дамам. На другой день Евгений вообще не вышел на работу – скорее всего, стыдился, а может, и болел. Но как бы то ни было, ему было заявлено, что как сотрудник он этому предприятию не подходит.
Уж коль мы заговорили об анекдотах, не увлекайтесь ими и не узурпируйте внимание окружающих: вполне вероятно, кто-либо из них тоже захочет рассказать нечто интересное, но из деликатности не решается вас «притормозить».
И вообще, если вы хороший рассказчик, знаете тьму анекдотов и желаете повеселить компанию, с умом выбирайте время и место. Разумеется, если собравшиеся - ваши друзья и близкие знакомые, можно и немного «похулиганить», а вот в малознакомом окружении, тем более, только что познакомившись, будьте деликатны и тактичны.
Не стремитесь за счёт умения интересно рассказывать обозначить своё превосходство: вы же не автор анекдота, а только рассказчик, пусть и остроумный. Не увлекайтесь сложными, длинными фразами, чтобы не злоупотреблять вниманием слушателей и не держать их в постоянном напряжении.
Проявляйте чуткость и внимательность к их реакции: ещё не факт, что собравшиеся считают ваши речи такими уж смешными! Возможно, они лишь из деликатности слушают вас.
В большой степени это относится к женщинам: они нередко по-иному воспринимают юмор, нежели сильный пол. «Осторожно шути с женщинами: иногда твои шутки бывают неумны и не очень приличны», - говаривал Козьма Прутков.
Напомним: лишь в узком, хорошо и давно знакомом кругу можно рассказывать анекдоты и истории «с перчинкой». В противном случае вы рискуете поставить малознакомых людей в неловкое положение, что, понятно, не пойдёт на пользу вашим отношениям.
Приведённая выше история в общем-то неплохого человека и сотрудника Евгения – тому подтверждение. Ну и общее правило: воздержитесь от "солёных" анекдотов, если в компании присутствуют женщины и дети.
Пусть вас не смущают некоторые ограничения: ведь возможности юмора далеко выходят за рамки только анекдотов. Не пытайтесь шутить насильно: далеко не каждому это подходит. «Чувство юмора вовсе не обязательное украшение делового человека.
Естественная, уместная серьезность значительно лучше искусственного веселья. Но не стоит путать серьезность с неприветливой хмуростью», - заметил психолог Д. Некрасов.
А вообще смех продлевает жизнь и благотворно влияет на здоровье!
Наши самые читаемые стать: