Здравствуй, дорогой читатель. Говорят, в советское время был довольно популярен такой жанр как киноповесть. В различных журналах публиковались сценарии художественных фильмов, как вышедших на экраны, так и оставшихся в печатном виде. И у читателя, ознакомившегося со сценариям, появлялась уникальная возможность самостоятельно снять фильм. В своем воображении, разумеется.
В данном случае мы бы хотели разместить на нашем канале сценарий полнометражного художественного фильма с тем, чтобы узнать мнение простого читателя/потенциального зрителя об идее и в дальнейшем воплотить в жизнь наш проект. Поэтому смело оставляйте комментарии, выражайте своей мнение, высказывайте пожелания. Сценарий будет публиковаться по частям, поэтому имеет смысл подписаться на наш канал, чтобы ничего не пропустить.
Призраки войны. Часть 1.
НАТ. ПЕРЕДОВАЯ ЛИНИЯ ОБОРОНЫ КРКА НОЧЬ
Длинная, хорошо укрепленная траншея. Солдаты мирно дрыхнут в окопах под стрекот сверчков и уханье ночных птиц.
ТИТР: 22 ИЮНЯ 1941
В пулеметном гнезде двое: ПЕТРОВИЧ – мужественный солдат 45-ти лет с лихими буденновскими усищами во все лицо - с тихим брюзжанием ковыряется в недрах пулемета Максим и сержант ФЕДОР БЕЛЯЕВ, еще не знавшее бритвы кроткое лицо которого уткнулось в книгу.
ПЕТРОВИЧ
…Нормальные люди, знай себе, спят, а ты тут сиди, ковыряйся ночи напролет…
БЕЛЯЕВ
Хватит вам бурчать, Иван Петрович. Приказ есть приказ. Сказано было, оружие держать наготове.
ПЕТРОВИЧ
Наготове… Слышь, да пошто его драить зазря? До дыр уже дотер!
Федор Беляев гасит фонарик, откладывает книгу. Надпись на титульном листе: «Александр Беляев. Звезда КЭЦ.».
БЕЛЯЕВ
Да потому, что если фашист все же нападет, мы должны встретить его валом безотказного огня, а потом добить на его же территории!
ПЕТРОВИЧ
Нападет… Кажную ночь ждем, все никак не нападет… Дурак он, что ль, твой фашист? Мы же, слышь, не поляки, не хранцузы. Нас так просто не возьмешь! Вот и не хрен зариться!
БЕЛЯЕВ
Говорю вам, война неизбежна! Все к этому идет. Гитлер всю Европу под себя подмял с одной лишь целью… Да что я буду объяснять одно и то же по сто раз! Следите за вверенным вам имуществом и… отставить разговоры!
Видно, что командовать Федору человеком вдвое старше себя дается с большим трудом. Он пытается спрятаться за книгой.
ПЕТРОВИЧ
Отставить разговоры… Сидит, в свою книжку зенки таращит, а ты тут мозоли натирай. Все какие-то фантазии у него, космосы, ракеты…
Беляев опять отстраняется от книги и устремляет мечтательный взгляд на яркую Луну. Похоже, Петрович затронул нужные струны его души.
БЕЛЯЕВ
Это не просто фантазии… Это реальность ближайшего времени… И ракеты, и путешествия на другие планеты уже не за горами, поверьте моему слову! Если бы не эта фашистская угроза, нависшая над нашей страной… Космос уже давно бы стал ближе! Да что же это такое?
Беляев, оседлавший своего любимого коня, готов уже был задвинуть долгую речь, но яркая луна вдруг стремительно увеличивается. При этом над передовой повисает гнетущая тишина. Петрович, хлопает крышкой пулемета и передергивает затвор.
ПЕТРОВИЧ
Что за ёб… Это самолет???
БЕЛЯЕВ
Не похоже. Рев самолета уже было бы слышно…
Светящийся шар, затмивший луну, увеличивается в размерах. Отделяется от земного спутника. Становится видно, что он движется, и траектория его полета как раз пролегает над окопом наших героев.
ПЕТРОВИЧ
Что это, а? Слышь, Федька?
БЕЛЯЕВ
Спокойно. Огонь не открывать! На провокацию не похоже. Это что-то другое… Что-то нереальное… Неземное…
Светящийся шар бесшумно зависает в нескольких метрах над землей, озаряя траншею и лица наших героев ярким искусственным светом. Затем с невероятной скоростью удаляется вдоль линии обороны на бреющем полете. Беляев провожает восторженным взглядом это чудесное явление. Петрович, напротив, облегченно вздыхает и втихаря крестится.
ПЕТРОВИЧ
Вот тебе и неземное, мля… На медведя с голыми руками ходил, не боялся… А тут… чуть портки не обмочил…
На горизонте брезжит рассвет. Появляются фашистские бомбардировщики. Гремят взрывы.
НАТ. РАСПОЛОЖЕНИЕ ГЕРМАНСКИХ ВОЙСК ДЕНЬ
Немецкие войска по-хозяйски обосновались в большой деревне. Несколько танков стоят под маскировочными сетями, солдаты вермахта отрабатывают приемы рукопашного боя на школьном дворе, дымят полевые кухни.
ТИТР: ЛЕТО 1943
НАТ. ДОМ НА ОКРАИНЕ ДЕРЕВНИ ДЕНЬ
Посреди двора стоит новенький опель-седан. Рядом два НЕМЕЦКИХ СОЛДАТА в форме низших чинов, тихо переговариваясь между собой, курят и с завистью поглядывают на окна хозяйского дома, откуда доносятся пьяные голоса и звуки популярной немецкой песенки. В дверях появляются два офицера в изрядном подпитии: ОТТО ВЕБЕР, капитан разведподразделения, высокий, светловолосый, классический ариец, и коренастый, с выступающим животиком капитан танковых войск КОХ.
КОХ
(по-немецки)
И все же завидую я тебе, милый Отто. Пока мы выполняем тут мерзкую, грязную работу, ты занят довольно увлекательными… проектами.
Оба капитана направляются к машине. Поджидавшие их солдаты ныряют на передние сиденья, запускается двигатель опеля.
ВЕБЕР
(по-немецки)
Я, словно паук, сам плету паутину своей судьбы. И чем меньше надо мной сидит начальников…
КОХ
(по-немецки)
И летает снарядов и пуль…
ВЕБЕР
(по-немецки)
Тем лучше…
Отто Вебер садится на заднее сиденье опеля. Улыбаясь, пожимает руку Коху.
КОХ
(по-немецки)
Аккуратнее. Партизаны и диверсанты не дремлют!
ВЕБЕР
(по-немецки)
Как принято говорить у русских, мы тоже не лыком шиты.
Оба капитана смеются. Солдаты нервно переглядываются, не разделяя настроения начальства. Опель резво берет с места.
ИНТ. САЛОН ОПЕЛЯ ДЕНЬ
Отто Вебер с явным беспокойством оглядывается по сторонам. Опель быстро едет по пустынной проселочной дороге. Вокруг сплошной стеной стоят деревья.
ВЕБЕР
(по-немецки)
Черт бы побрал этого Коха с его домашним пивом. А ну-ка останови машину!
Водитель недоуменно косится на капитана в зеркало заднего вида, но хода не сбавляет.
НЕМЕЦКИЙ СОЛДАТ 1
(по-немецки)
Но, господин капитан…
ВЕБЕР
(по-немецки)
Отставить панику! Я пристрелю любого, кто помешает мне опорожнить мой мочевой пузырь! Тормози, тебе говорят.
Водитель обреченно притормаживает.
НАТ. ПРОСЕЛОЧНАЯ ДОРОГА ДЕНЬ
Опель резко останавливается. Оба солдата и Вебер выскакивают из машины. Солдаты тут же занимают круговую оборону, беря автоматы наизготовку. Вебер отступает от машины на метр, торопливо расстегивает штаны и облегченно вздыхает.
За спиной Вебера раздается еле слышная возня.
ВЕБЕР
(по-немецки)
Ну, что у вас там, трусливые свиньи? Видит Бог, вернемся на базу, отправлю обоих в действующую часть!
Вебер заканчивает свои дела, оборачивается, на ходу застегивая ширинку. И в этот момент от неожиданности лицо его застывает.
ВЕБЕР
(по-немецки)
О, мой Бог!
Слышится звук смачного удара.
ЗТМ
НАТ. РАСПОЛОЖЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК ВЕЧЕР
Окраина леса заполнена техникой и людьми. Наспех устанавливается маскировка из рубленых веток и походные палатки. Возле одной из палаток стоит опель Вебера. Самого Вебера без признаков жизни, не особенно церемонясь, куда-то тащат два советских солдата.
Из ближайшей палатки доносятся громкие голоса.
ИНТ. ШТАБНАЯ ПАЛАТКА ВЕЧЕР
За столом пожилой подполковник МУРАВЬЕВ, строгий мужчина с одной рукой, правый рукав гимнастерки заправлен за ремень, разглядывает блокноты с записями на немецком языке.
Напротив, с видом проштрафившегося школьника, сидит крепкий нагловатый мужчина лет тридцати, старший лейтенант АЛЕКСЕЙ ЗОТОВ. Деловито разбирает немецкий ручной пулемет.
МУРАВЬЕВ
Какого черта, Зотов? Зачем ты притащил сюда эту бандурину?
ЗОТОВ
Что в бою взято, то свято… Вы пока ругайте, товарищ подполковник, а я делом займусь. Любое оружие ухода требует…
МУРАВЬЕВ
А как тебя не ругать? Весь сыр бор из-за пулемета и мемуаров тыловой крысы? Это тот самый ценный язык, которого ты мне обещал?
ЗОТОВ
На нем знаки отличия капитана разведки, товарищ подполковник. Отдайте его тетради на расшифровку!
МУРАВЬЕВ
Поучи жену щи варить!
Муравьев резко осекается, понимая, что сболтнул лишнее, и поспешно продолжает.
МУРАВЬЕВ
Я-то отдам! Да не об этом речь. Ты зачем опять на рожон полез? Больно смелый?
ЗОТОВ
Во время перехода один из моих разведчиков ногу подвернул. Я отправил остальных двоих доставить его в расположение части. А сам решил во что бы то ни стало выполнить поставленную вами же задачу.
МУРАВЬЕВ
И что? Где ты этого фрица откопал? Опять черту в пасть полез?
НАТ. ПРОСЕЛОЧНАЯ ДОРОГА ДЕНЬ ВОСПОМИНАНИЕ
Зотов, ловко слившись с окружающей средой, из укрытия наблюдает за дорогой. Видит приближающийся опель и подбирается, готовый действовать.
Опель резко останавливается напротив Зотова. Оба немецких солдата и Вебер выскакивают из машины. Солдаты тут же занимают круговую оборону, беря автоматы наизготовку. Вебер отступает от машины на метр, торопливо расстегивает штаны и облегченно вздыхает.
Зотов откладывает автомат, вынимает нож и подкрадывается к опелю. Действует с невероятной быстротой и четкостью: наотмашь бьет ножом по горлу первому солдату, в прыжке перелетает через капот опеля и, зажав рот второму солдату, наносит удар ножом в область почек.
Вебер в этот момент, услышав звуки борьбы, напрягается, но продолжает мочиться.
ВЕБЕР
(по-немецки)
Ну, что у вас там, трусливые свиньи? Видит Бог, вернемся на базу, отправлю обоих в действующую часть!
Зотов опускает на землю второго солдата и приближается к Веберу со спины. Вебер заканчивает свои дела, оборачивается, застегивая ширинку. В этот момент видит приближающегося Зотова, от удивления делает круглые глаза.
ВЕБЕР
(по-немецки)
О, мой Бог!
Зотов в грациозном прыжке преодолевает дистанцию и со всего размаху бьет Вебера кулаком по лицу.
КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ
ИНТ. ШТАБНАЯ ПАЛАТКА ВЕЧЕР
Муравьев, подперев голову рукой, хмуро смотрит на Зотова.
МУРАВЬЕВ
Ладно, хрен с ним, с этим фрицем. Разберемся, что за птица. Тьфу ты черт, уже стихами с тобой заговорил… Ты мне лучше скажи, что там за суматоха на немецкой передовой была?
Зотов ерзает на месте из-за неприятного вопроса.
МУРАВЬЕВ
По моим сведениям, там наши никаких операций сегодня не планировали. Твоя работа?
ЗОТОВ
Ну, моя…
МУРАВЬЕВ
Не пойму я тебя, лейтенант. Вечно какой-нибудь фортель выкинешь! Думаешь, ты бессмертный?
ЗОТОВ
А что еще оставалось, товарищ подполковник? Немец в отключке! Не тащить же его на себе десять верст?! А тут машина под боком…
НАТ. ПРОСЕЛОЧНАЯ ДОРОГА ДЕНЬ ВОСПОМИНАНИЕ
Зотов заталкивает обмякшее тело Вебера на заднее сиденье опеля. Снимает китель и пилотку с немецкого солдата, переодевается, садится за руль. Машина трогается с места.
НАТ. ДОРОЖНЫЙ ПОСТ ВЕЧЕР
На выезде из леса расположен пропускной пункт немцев: свежесрубленный шлагбаум поперек дороги, мотоцикл с ручным пулеметом в коляске и три ПОЛЕВЫХ ЖАНДАРМА, вооруженные до зубов, с гранатами на поясе.
Зотов, принимая невозмутимый вид, подъезжает к шлагбауму. Один из жандармов дает ему знак принять вправо для пропуска колонны грузовых автомобилей: грузовика с боеприпасами, автоцистерны и грузовика с солдатами. Зотов сворачивает на обочину.
Первый жандарм сигнализирует колонне машин проезжать, второй подходит к опелю Зотова.
ЖАНДАРМ 2
(по-немецки)
Добрый вечер. Пожалуйста, пароль?
Зотов кивает на лежащего на заднем сиденье Вебера, мол, все вопросы к нему. Жандарм придирчиво оглядывает Вебера, хмурится, но продолжает наседать.
ЖАНДАРМ 2
(по-немецки)
Вы обязаны назвать пароль. Пожалуйста, разбудите вашего офицера.
Жандарм бесцеремонно открывает водительскую дверь опеля. Зотов пружинисто выскакивает из машины, прижимает жандарма к себе и вонзает ему в грудь нож по рукоятку.
ЗОТОВ
Пароль, пароль…
Прикрываясь обмякшим жандармом, Зотов хватает рукоятку висящего у того на шее автомата, разворачивает и короткими очередями наповал убивает других двух жандармов.
ЗОТОВ
…У меня, суки, для вас один пароль: гитлер капут!
Зотов оглядывается. Колонна машин притормаживает. Из заднего грузовика выглядывают немецкие солдаты, привлеченные звуками выстрелов. Зотов срывает с пояса жандарма обе гранаты, взводит их и быстро швыряет в колонну машин. Слева и справа от крайнего грузовика раздаются взрывы. Солдаты в панике выпрыгивают из кузова и бросаются в разные стороны.
Зотов в длинном кувырке перекатывается к другому жандарму, срывает с него гранаты и бросает их по колонне уже более прицельно. Первая граната разносит в клочья грузовик, перевозивший солдат. Вторая взрывается под бензовозом. Автоцистерна взлетает в воздух, на несколько десятков метров вверх поднимается столб пламени.
Уцелевшие немецкие солдаты начинают робко отстреливаться. Зотов еще одним сумасшедшим прыжком перекатывается к мотоциклу, разворачивает пулемет и открывает прицельный огонь по грузовику с боеприпасами.
Благодаря удивительной кучности огня ящики вспыхивают, раздается беспорядочная трескотня взрывающихся патронов. Зотов бросает довольный взгляд на пулемет.
ЗОТОВ
Пригодится!
Зотов закидывает пулемет в машину, быстро садится за руль и отчаянно давит на газ, под градом пуль уводя опель как можно дальше.
КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ
ИНТ. ШТАБНАЯ ПАЛАТКА ВЕЧЕР
Муравьев ловко прикуривает одной рукой папиросу. Хмурясь, толи от дыма, толи от того, что не может сдержать улыбку, косится на Зотова, по-прежнему виновато сидящего напротив.
МУРАВЬЕВ
Ты как всегда в своем репертуаре. Сначала делаешь, потом думаешь. Ты же знаешь, как честолюбивы и обидчивы немецкие генералы! Вряд ли они простят такую оплеуху! К гадалке не ходи, скоро устроят нам кровавую баню!
ЗОТОВ
Можно подумать, до этого у нас райская жизнь была.
МУРАВЬЕВ
Твоя правда! Ладно, черт с ними, как-нибудь отобьемся. Ты вот скажи, какого черта на нашем посту заварушку устроил?
ЗОТОВ
Встретили неласково… Нет, товарищ подполковник, я все понимаю! На мне немецкий китель, машина фрицевская… Но зачем же так грубить?
НАТ. РАСПОЛОЖЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК ПОСТ ВЕЧЕР ВОСПОМИНАНИЕ
Опель подъезжает к лесополосе, среди деревьев виднеется советская техника, которую наспех маскируют. Дорогу опелю преграждают три бравых СОВЕТСКИХ СОЛДАТА. Зотов выходит из машины, подняв руки вверх. Немецкий китель на нем расстегнут.
СОВЕТСКИЙ СОЛДАТ 1
Что, потерялся, фриц?
ЗОТОВ
Так, бойцы, я из разведки. Языка в штаб везу. Срочно доложите подполковнику Муравьеву!
СОВЕТСКИЙ СОЛДАТ 1
Надо же, как гладко стелет. А ну, братцы, держите его!
Двое других солдат хватают Зотова с двух сторон за руки. Первый солдат плюет на ладонь и замахивается.
СОВЕТСКИЙ СОЛДАТ 1
Ща я тебе доложу! По всей форме! Фашистская морда!
ЗОТОВ
Ах ты, гнида!
Зотов моментально свирепеет от нанесенного оскорбления. Одной ногой бьет первого солдата в пах, тот с отчаянным криком сгибается пополам. Зотов опирается на него другой ногой, отталкивается и переворачивается через голову. Оба других солдата выпускают его из рук, и Зотов от души раздает им мощные тумаки направо и налево.
ЗОТОВ
Это вам за фашистскую морду…
Зотов картинно оттряхивает руки и садится за руль опеля.
СОВЕТСКИЙ СОЛДАТ 2
Мля, кажись, точно свой…
СОВЕТСКИЙ СОЛДАТ 3
Похоже, это тот шизанутый старлей из разведки. Я про него слыхал…
КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ
ИНТ. ШТАБНАЯ ПАЛАТКА ВЕЧЕР
Муравьев откровенно веселится. Зотов, видя, что начальник подобрел, расслабляется и довольно наблюдает за ним.
МУРАВЬЕВ
И смех, и грех… Вечно ты в какую-нибудь историю вляпаешься…
ЗОТОВ
Какие ко мне претензии, товарищ подполковник? Языка доставил. Попутно уничтожил вражеский арсенал оружия и ГСМ. Трофейный пулемет вот захватил. Да меня к ордену нужно представить!
МУРАВЬЕВ
К ордену представить - не к стенке поставить…
Муравьев по-отечески оглядывает Зотова, но строгость в нем еще не проходит.
МУРАВЬЕВ
Все! Хорош лясы точить! Иди, отдыхай… Завтра в 9 придешь за новой вводной. Задание исключительной важности! Как раз по тебе, авантюрист…
Зотов несколько секунд озадаченно сверлит взглядом подпола, затем козыряет и уходит, закинув на плечо МГ-42. На выходе задерживается и отбирает у Муравьева папиросу.
ЗОТОВ
Вредно это, батя!
НАТ. ШТАБНАЯ ПАЛАТКА ВЕЧЕР
Зотов выходит из палатки, выбрасывает окурок и облегченно смотрит в темнеющее небо. Между ветвей видно, как высоко над лесом пролетает немецкий самолет-разведчик.
ЗОТОВ
А вот и «костыль» пожаловал. Ну, будем ждать гостей…
ИНТ. ЗЕМЛЯНКА ВЕЧЕР
Лежа на сырой земле, приходит в себя Вебер. Морщится от боли, присаживается и оглядывается.
ВЕБЕР
(по-немецки)
Сглазил, дорогой Альфред…
Пытаясь освободиться от пут, стягивающих за спиной руки, Вебер осторожно выглядывает через щель в двери. Напротив входа настороже стоит молодой ЧАСОВОЙ, украдкой покуривая.