Найти тему
ВТБ Страна

5 неожиданных идей для новогоднего застолья: вдохновляемся живописью разных стран

Оглавление

Новый год — время шумных праздничных застолий, парадных банкетов и уютных семейных посиделок. Вдохновляемся картинами пиршеств и подсматриваем идеи у художников разных эпох.

Константин Маковский, «Боярский свадебный пир»

Константин Маковский. «Боярский свадебный пир», 1883 год, Музей «Хиллвуд», Вашингтон © Public Domain
Константин Маковский. «Боярский свадебный пир», 1883 год, Музей «Хиллвуд», Вашингтон © Public Domain

Исторические картины Константина Маковского наполнены тщательно проработанными самобытными деталями и достоверно прописанными мизансценами. Этому помогали так называемые «живые картины», которые художник устраивал в своем полном антиквариата доме: гости наряжались в старинную одежду и воспроизводили композицию картины, задуманной Маковским.

Перед зрителем разворачивается картина свадебного пиршества 17 века: соединяются два богатых боярских рода. Роскошное убранство комнаты, расписные сводчатые потолки, дорогая посуда, расшиты золотом и каменьями наряды присутствующих и украшенные жемчугом кокошники — каждая деталь подчеркивает богатство.

Гости поднимают тост за молодых, слуга вносит традиционное блюдо с лебедем — символом плодородия. Жених пытается поцеловать невесту, которая кручинится и отворачивается от нареченного. Перед ними стоит жареная курица: по обычаю, ее молодые съедят в спальне.

Невеста написана на краю полотна — так художник подчеркивает ее истинное положение в семье. Сзади сваха в темной одежде и красном головном уборе подталкивает невесту к жениху — решение о свадьбе явно принимали родители, как было принято в те времена. Лишь старая няня в черном платке из дальнего угла сочувственно смотрит на невесту, зная, какая доля ее ожидает с нелюбимым мужем. Гости шумно веселятся, поднимая кубки, а девушка в середине стола с недоброй завистью поглядывает на понурую невесту.

Давид Тенирс Младший, «Крестьянская свадьба»

Давид Тенирс Младший. «Крестьянская свадьба», 1650 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Давид Тенирс Младший. «Крестьянская свадьба», 1650 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

Еще одна свадьба, на этот раз от фламандского художника. Сюжет картины Давида Тенирса Младшего «Крестьянская свадьба» восходит к одноименной картине Питера Брейгеля Старшего, на внучке которого художник был женат. Одной из основных тем художника были жанровые сценки, главным образом из крестьянского быта, отличающиеся тонкостью проработки и богатством палитры.

Во дворе крестьянского дома шумная свадьба в разгаре: играют музыканты, танцуют гости, вокруг с лаем вьется собака. По голландской традиции, невеста сидит за столом без жениха — встретятся они только вечером. Столы уставлены угощением, мужчина в черном встал, чтобы разложить еду по тарелкам соседей, а напротив него крестьянин стучит пивной кружкой, оглядываясь в поисках бочонка. Детям тарелки поставили на табуретки, а крестьянин в красном берете в правом углу картины уже уснул, положив голову на бочку.

Тенирс тщательно прописывает детали: элементы одежды, аксессуары и посуду, и гармонично сочетает подробную прорисовку с пейзажем. Затянутое облаками небо написано в градациях цвета от серого до темно-синего, с оттенками белого и голубого.

Якоб Йорданс, «Бобовый король»

Якоб Йорданс. «Бобовый король», около 1638 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Якоб Йорданс. «Бобовый король», около 1638 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

Якоб Йорданс хорошо знал народные обычаи. Он изображает праздник «Трех волхвов» или «Трех королей», который ежегодно отмечался в день Богоявления, 6 января. По традиции к праздничному столу подавали пирог с запеченным бобом, который символизировал путеводную вифлеемскую звезду. Именно она привела трех волхвов к младенцу Христу.

Тот, кто находил боб в своем куске пирога, провозглашался «бобовым королем» и выбирал себе «королеву» со всей свитой. Участники застолья должны подчиняться королевской чете, а когда король поднимает бокал — громко восклицать «Король пьет!». Кульминационный момент праздника и запечатлел художник.

Йорданс наделил каждого героя выразительной мимикой и жестикуляцией, сумев передать раскованную атмосферу шумного праздника. Седобородый король поднимает бокал, и его примеру следуют гости — от молодой матери, с младенцем на коленях, до маленькой девочки слева, которая пьет из бокала матери, пока ее отвлекает одетый в шутовской колпак мужчина. Типичная бытовая сцена приобретает жизнеутверждающий пафос, прославляя радость бытия. Теплый золотисто-коричневый колорит и динамичная композиция подчеркивают обстановку беззаботного веселья.

Борис Кустодиев, «Купчиха за чаем»

Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», 1918 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», 1918 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

Провинциальный русский пейзаж с куполами, гостиным двором и колокольнями служит фоном, обязательный самовар на столе и пышнотелая красавица, наслаждающаяся жизнью — так купеческое чаепитие изображает Борис Кустодиев.

Больному художнику в промозглом и голодном Петрограде удается по памяти передать очарование летнего вечера, нарисовать жизнерадостную картину сытной и зажиточной жизни. Самовар становится символом исчезнувшего жизненного уклада и времени, которое уже никогда не вернется. Яркие, светлые краски картины передают радость жизни, а показная многоцветность натюрморта спелостью взрезанного арбуза перекликается с пышным розовым телом купчихи и ее румяными щеками.

Художник тщательно выписывает крендели и кекс, яблоки и виноград, блюдце в руке женщины и довольную мордочку упитанного кота, который трется о ее плечо. Неспешная провинциальная жизнь, оставшаяся в памяти и в картинах Кустодиева.

Артуро Риччи, «Счастливое крещение»

Артуро Риччи. «Счастливое крещение», около 1919-х годов, Dorotheum, Вена © Public Domain
Артуро Риччи. «Счастливое крещение», около 1919-х годов, Dorotheum, Вена © Public Domain

Итальянский художник Артуро Риччи прославился жанровыми сценами в стиле эпохи рококо и неорококо. Галантные кавалеры, роскошные наряды дам, элегантные интерьеры с гобеленами, картинами и зеркалами, сцены из семейной жизни аристократов — картины Риччи переносили зрителя из суровой реальности с ее индустриализацией и сломом привычного уклада жизни в изящное прошлое с шорохом шелка, мерцанием атласа и легкими движениями кружевных вееров.

В аристократическом семействе праздник — крещение новорожденного. Радостное событие собирает всю семью, возле матери с ребенком на руках суетятся молодые девушки, и даже служанка в зеленом платье и белом фартуке улыбается младенцу. Новоиспеченные бабушка с дедушкой, а может быть, и знатные крестники, в ожидании, пока к ним поднесут ребенка, уже выпили за его здоровье.

У камина служанки хлопочут над угощением: улыбающаяся девушка в розовой накидке и фартуке высоко поднимает торт, осторожно обходя гостей. У правой стены господин в черном камзоле и зеленых чулках флиртует с девушкой в красном платье. Яркие цвета и улыбки царят на картине, наполненной духом прекрасного галантного века.

Для справки:

Больше картин с застольями и пирами можно увидеть в Государственном Эрмитаже или Русском музее. Банк ВТБ является давним партнером этих культурных институций и активно поддерживает их выставочную деятельность.