Ранее в своей статье я уже упоминал тот факт, что одним из главных врагов инвестора является, как ни странно, он сам. Действительно, наше иррациональное поведение, эмоции и когнитивные искажения сознания могут подтолкнуть к неверным решениям, существенно снижающим доходность нашего портфеля. Что же именно мы делаем не так и как с этим бороться?
Одним из наиболее частых примеров иррационального поведения является излишняя уверенность в своих умениях, способностях и предсказаниях, а так же излишний оптимизм относительно будущего. На эту тему проводилось множество различных экспериментов, опишу только один из них.
Студентов нескольких колледжей в США спросили: «Как по-вашему мнению, вы входите в категорию 10% лучших водителей?» Думаю, результаты вы уже примерно представляете :) Так вот, около 80% респондентов, в итоге, оценили себя «лучшими водителями».
Один из основателей поведенческой экономики, нобелевский лауреат Даниэл Канеман говорил, что сверхуверенность особенно сильно развита у инвесторов — они склонны преувеличивать свои навыки, преуменьшать значение случайности и удачи и недооценивают риски. Например, в одном из экспериментов инвесторам задавался вопрос: «Каким, по-вашему, будет индекс Dow Jones через месяц? Назовите верхнее значение, которое он, по вашему убеждению, на 99% не превысит. И нижнее значение, ниже которого он на 99% не опустится». Если бы интервалы были определены верно, то ошиблись бы только 2% респондентов, но на деле их число достигло 20%!
Следует отметить, что мужчинам самоуверенность свойственна больше, чем женщинам. Терренс Один провел анализ нескольких тысяч брокерских счетов и обнаружил, что чем больше сделок совершал инвестор в течение года, тем хуже был его конечный результат. И именно мужчины, чаще женщин занимавшиеся трейдингом, показали самые плохие результаты.
Одной из причин, заставляющей нас переоценивать собственные знания о рынке, служит селективная память об успехах. Увидев взлет акций условной Теслы, мы убеждаем себя, что еще полтора года назад предугадали это, но почему-то не купили. Говорим себе при этом, что больше такой ошибки не допустим и обязательно купим следующую «потенциальную ракету», как только разглядим ее и будем в этом уверены. Только вот мы забываем, что помимо Теслы мы так же думали и о десятке других компаний, акции которых не повторили впечатляющей динамики детища Илона Маска.
Людям свойственно упрощать окружающий нас мир, вычеркивая из него элемент случайности и делая его более предсказуемым. Любой хороший результат инвестор объясняет своими знаниями и умениями, а плохой — внешними обстоятельствами, о которых «никто не мог знать».
Следующий пример иррационального поведения — убежденность инвесторов в том, что они могут контролировать свои результаты. Это, в большей степени, касается поклонников технического анализа, уверенных в возможности предсказывать будущее по прошлому движению акции.
В некоторых экспериментах людей специально помещали в условия, когда они никак не могли контролировать ситуацию, но при этом находились в полной иллюзии, что они что-то контролируют. Так, например, две группы посадили перед мониторами, на которых совершенно бессистемно метался шарик, и дали в руки пульты. Их попросили с помощью пультов управления держать шарик как можно чаще в верхней части экрана. Через некоторое время участников спросили, получается ли у них справиться с заданием, на что те ответили утвердительно. Но дело в том, что у одной из групп испытуемых пульты даже не были подключены :)
В другом эксперименте группа людей получила лотерейные карточки - половина из них сами выбирали карты, другим же их просто выдали. Затем организаторы предложили купить у участников их билеты и договориться о цене. Очевидно, что у всех были равные шансы на успех, но игроки, выбиравшие карточки самостоятельно, назначали за них более высокие цены.
Эта иллюзия контроля заставляет инвесторов видеть закономерности и тенденции там, где их нет, и внушает уверенность , что с помощью какой-то фигуры в прошлом можно увидеть будущее.
Причиной ложных умозаключений является свойство людей делать выводы из-за сходства и соотносимости явлений, а так же выстраивание причинно-следственных связей между событиями, никак друг с другом не связанными. Даниэл Канеман и Амос Тверски назвали это явление репрезентативной эвристикой — дача интуитивных оценок на основании сложившихся стереотипов и шаблонов, игнорируя важную информацию, математическую статистику и аксиомы теории вероятности. Самым известным экспериментом на эту тему является эксперимент с Линдой:
Линде 31 год. Она не замужем, отличается прямотой суждений, незаурядным умом и увлекается философией. Будучи студенткой, она много внимания уделяла проблемам дискриминации и участвовала в демонстрациях за запрещение ядерного оружия. Какое утверждение более вероятно: «Линда работает кассиром в банке» или «Линда работает кассиром в банке и участвует в феминистском движении»?
85% испытуемых выбирают второй вариант как более вероятный, нарушая при этом аксиому теории вероятности — правило объединения посылок (вероятность принадлежности к одной категории выше, чем к двум одновременно). Если кто-то из участников эксперимента и изучал теорию вероятности, то это ему не сильно помогло на практике.
Рынок — продукт коллективного разума всех инвесторов, и большую часть времени он эффективен, но иногда стадный инстинкт толкает участников фондовой биржи к иррациональному поведению. Ярким примером этого является кризис доткомов 2000 года, когда слишком оптимистичные предсказания будущей доходности компаний интернет-сектора вызвали настоящую эйфорию в широких массах населения — слухи о будущей гигантской прибыли передавались из уст в уста среди соседей, коллег по работе, друзей, деловых партнеров и т.д.
Известны эксперименты, когда группе из 10 человек задавали простой вопрос из школьной программы, и первыми намеренно неправильно отвечали 9 подставных. Стадная патология приводила к тому, что десятый участник повторял их ответ, хотя и понимал, что он неверный.
В 2005 году было проведено исследование с помощью МРТ, чтобы понять, осознают ли участники, что совершают ошибку, следуя на поводу общественного мнения, или же меняют свою точку зрения. Была выявлена активность в затылочных отделах мозгах, означающая, что люди начинали иначе воспринимать окружающий мир и поддавались внушению толпы.
Стадный инстинкт свойственен не только рядовым инвесторам, но и профессионалам. Менеджеры активно управляемых фондов так же «заражены» этой болезнью — анализ портфелей показал поразительные сходства в выборе акций, если их фонды расположены в одном городе или даже в одном здании (исследование Хонга, Кубика и Стайна).
Еще одним важным фактором, влияющим на поведение инвестора, является страх перед потерями. Исследования на эту тему так же проводили Канеман и Тверски и назвали этот раздел поведенческой экономики теорией перспектив. Она заключается в том, что мотивацией человека является как стремление к выигрышу, так и страх перед потерями. При этом было выяснено, что потери являются более сильным стимулом, чем приобретения. В результате многих экспериментов ученые даже смогли посчитать эту разницу — страх потерь в два с половиной раза сильнее, чем возможность получить выигрыш того же размера. В то же время перед лицом неизбежной потери у людей проявляется склонность к риску.
Помимо этого, результаты очень сильно зависят от контекста, в котором приходится принимать решение. Сравните два предложения: «Я считаю, что вам необходима эта операция, но есть 10% шанс умереть на операционном столе» и «Я считаю, что вам необходима эта операция и шанс на ее благоприятный исход составляет целых 90%!» Математически оба варианта совершенно идентичны, но думаю, все понимают, после какого предложения вероятность согласия на операцию выше.
Так же психологи выделяют влияние на успешность инвестора таких чувств, как гордость и сожаление — крайне трудно признаться себе в том, что совершил ошибку. Еще сложнее это сделать перед лицом друзей или близких. Поэтому инвесторы предпочитают делиться только успешными вложениями, испытывая при этом гордость.
Многие считают, что если долго держать убыточную позицию, то она «обязательно отрастет» и это позволит избежать чувства стыда. Именно этим объясняется тот факт, что некоторые предпочитают продавать хорошие активы и держать плохие. Так, фиксируя прибыль по выросшим акциям, инвестор тешит свое самолюбие и повышает самооценку, но до последнего не продает убыточные, чтобы не понести потери и не испытать чувства сожаления.
Нежелание нести потери — не самое оптимальное решение с точки зрения теории рационального инвестирования и абсолютная глупость с позиции здравого смысла. Продажа выросших акций не только лишает вас хороших активов, но вынуждает заплатить налог на прибыль. В то же время просевшие акции позволяют при продаже снизить налогооблагаемую базу; держать убыточный актив только потому, что он «обязательно отрастет и я выйду в ноль» неверно, особенно, если у вас нет твердой уверенности в этой компании.
Как же бороться с собственным иррациональным поведением и эмоциями? Для начала следует признать свои ошибки и начать следовать нескольким простым правилам:
- не поддавайтесь стадному инстинкту — акции или фонды, которые сегодня большинству кажутся привлекательными, чаще всего в будущем окажутся в числе худших;
- продавайте бесполезные, а не выигрышные акции — пока вы ждете «выхода в ноль» из убыточной позиции, индексный фонд вполне мог бы приносить вам прибыль;
- не будьте самоуверенными и не увлекайтесь спекуляциями и трейдингом — от этого в выигрыше будет только брокер, ваши же шансы против профессионалов и алготрейдеров близки к нулю;
- не участвуйте в IPO – анализ акций таких компаний говорит о том, что в большинстве случаев их цена начинает падать спустя полгода после выхода на биржу;
- не доверяйте «проверенным и рабочим» схемам заработка на бирже — таких схем просто нет, да и биржа это не место для заработка;
- не слушайте ничьих рекомендаций по выбору отдельных активов.
Всем спасибо за внимание! Не забываем ставить лайк и подписываться — этим вы поможете продвижению канала! :)