Наступила сессия, которую мы все с нетерпением ждали. Меня, например, волновал вопрос: "как можно освоить такой объем информации за три года?". Неужели мы на столько тупые, что нам требуется целых одиннадцать лет... Теперь стало все более менее понятно о "волшебной революционной методике" семьи Тепляковых. Оказывается нужно было просто убрать все "ненужное".
Ненужными предметами оказались история, обществознание и литература. Во времена моего детства мне и многим моим одноклассникам эти предметы давались нелегко. Потому что история --это не просто набор событий с датами, это наука о развитии общества, которая учила нас видеть причинно-следственные связи. Мы изучали историю нашего общества. Как говорила мой преподаватель по истории:
-Важно знать историю своей страны, чтобы не допустить ошибок в будущем.
История - есть путь к самопознанию.
История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас. Взгляд на мир каждого человека формируется, благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди общества или нации принимают решения в современном мире.
Следующий незаслуженно обиженный предмет - литература:
- Литература учит нас говорить так, чтобы все слушали. Мы учились у писателей и поэтов необычно излагать свои мысли, подражали им в своих сочинениях, обогащали свой лексикон.
- Литература учит видеть за частным общее. Чем это полезно в обычной жизни?
Во-первых, умение понять (хотя бы интуитивно) структуру произведения, необходимо для чтения сложных текстов. Если не понимаешь, что тебе рассказывают и зачем, попробуй разобраться как это устроено. Может быть на основе структуры текста откроется и смысл сообщения.
Во-вторых, знание структур позволяет типизировать серийные произведения. В массовой культуре, как уже сказано, структуры постоянно повторяются. Если ты усвоил устройство одного такого текста, ты сэкономишь время, потому что тебе не надо будет читать другие тексты: ты уже заранее знаешь примерно как они устроены. Например, если ты прочитал достаточно детективов, то уже в следующем можешь сам быстро вычислить убийцу . Не потому что ты великий сыщик (реальный сыщик, возможно, будет вести расследование совсем по-другому), а потому что опытный читатель.
И в-третьих, структуры есть не только в литературе, а вообще везде. В социальной жизни, в экономике, в политике. Отношения тоже важнее, чем элементы, которыми они связываются: сменяются поколения политиков, но остаются примерно одинаковыми отношения между партиями, которые они представляли. Даже если литература прямо не описывает эти отношения, то она все равно тренирует своего читателя в расшифровке структур, а значит, учит его ориентироваться в жизни.
- Литература учит отличать важное от неважного, ценное от мусора.
- Если мы понимаем чем классика ценнее и сложнее попсы, то и в жизни будем лучше разбираться. И не нужно будет создавать искусственную среду для ребенка, чтобы оградить его от пагубного влияния Моргенштерна, как это делает Тепляков. Читая художественные тексты, мы учимся делать различие между культурно ценным высказыванием, которое заслуживает подробного истолкования и изучения, и теми ненастоящими, неполноценными «текстами», которые можно просто опознать и отложить в сторону или даже сразу выбросить, не читая.
- Идея текста как особо сложного высказывания, совмещающего в себе разные языки культуры, позволяет понять сложность самой культуры: где сосуществуют, взаимодействуют, а часто и конфликтуют между собой разные коды, разные дискурсы, то есть способы языкового осмысления реальности. Например, дискурсы профессиональные, научные (причем разных дисциплин и разных школ), общественно-политические (опять-таки принадлежащие к разным идеологиям) и так далее. А художественный текст является сжатой, компактной моделью такого устройства культуры, то есть на его примере мы учимся распутывать реальное многоязычие социальной жизни, в которой мы живем.
- Литература воспитывает в нас свободных людей, совершающих самостоятельный выбор.
Литература формирует читателя как свободного человека, который самостоятельно вырабатывает свою позицию. На уроках литературы мы выражаем свое мнение о прочитанном произведении и доказываем свою точку зрения.
- Литература позволяет, не рискуя ничем, испытать сильные ощущения и быть готовым к ним в реальной жизни.
Это своего рода психологическая разведка. Посредством условного художественного сопереживания читатель может как бы задешево, понарошку пережить сильные эмоции, которые трудно найти в реальной жизни (опасные, захватывающие приключения), а то и лучше вообще избегать (погибельный, трагический опыт).
Тепляковы своих детей всего этого лишают, давая им необходимый для очередного прыжка минимум. Получается, что их цель - это не воспитание гармонично развитого человека, а очередная констатация рекорда раннего "развития". Поэтому Алиса и не присутствует на лекциях и занятиях - она банально не владеет навыками рассуждения и анализа. Алиса способна только воспроизводить переработанный, сжатый отцом до необходимого минимума, результат его интерпретации изучаемого вопроса. В таком случае получается, что Алиса - это биологическая версия одноименного голосового помощника из яндекса.