Найти тему

Кто виноват, что Алиса Теплякова завалила сессию?

Оглавление

Наступила сессия, которую мы все с нетерпением ждали. Меня, например, волновал вопрос: "как можно освоить такой объем информации за три года?". Неужели мы на столько тупые, что нам требуется целых одиннадцать лет... Теперь стало все более менее понятно о "волшебной революционной методике" семьи Тепляковых. Оказывается нужно было просто убрать все "ненужное".

фото из свободных источников
фото из свободных источников

Ненужными предметами оказались история, обществознание и литература. Во времена моего детства мне и многим моим одноклассникам эти предметы давались нелегко. Потому что история --это не просто набор событий с датами, это наука о развитии общества, которая учила нас видеть причинно-следственные связи. Мы изучали историю нашего общества. Как говорила мой преподаватель по истории:

-Важно знать историю своей страны, чтобы не допустить ошибок в будущем.

История - есть путь к самопознанию.

История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас. Взгляд на мир каждого человека формируется, благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди общества или нации принимают решения в современном мире.

Следующий незаслуженно обиженный предмет - литература:

- Литература учит нас говорить так, чтобы все слушали. Мы учились у писателей и поэтов необычно излагать свои мысли, подражали им в своих сочинениях, обогащали свой лексикон.

- Литература учит видеть за частным общее. Чем это полезно в обычной жизни?

Во-первых, умение понять (хотя бы интуи­тивно) структуру произведения, необходимо для чтения сложных текстов. Если не пони­маешь, что тебе рассказывают и зачем, попробуй разобраться как это устроено. Может быть на основе структуры текста откроется и смысл сообщения.

Во-вторых, знание структур позволяет типи­зировать серийные произведения. В массо­вой культуре, как уже сказано, структуры постоянно повторяются. Если ты усвоил устройство одного такого текста, ты сэконо­мишь время, потому что тебе не надо будет читать другие тексты: ты уже заранее знаешь примерно как они устроены. Например, если ты прочитал достаточно детективов, то уже в следующем можешь сам быстро вычислить убийцу . Не потому что ты ве­ликий сыщик (реальный сыщик, возможно, будет вести расследование совсем по-другому), а потому что опытный читатель.

И в-третьих, структуры есть не только в литера­туре, а вообще везде. В социаль­ной жизни, в экономике, в политике. Отношения тоже важнее, чем элементы, которыми они связы­ваются: сменяются поколе­ния поли­тиков, но остаются примерно одинаковыми отношения между партиями, которые они представляли. Даже если литература прямо не описывает эти отноше­ния, то она все равно тренирует своего чита­теля в расшифровке структур, а значит, учит его ориентироваться в жизни.

- Литература учит отличать важное от неважного, ценное от мусора.

  • Если мы понимаем чем классика ценнее и сложнее попсы, то и в жизни будем лучше разбираться. И не нужно будет создавать искусственную среду для ребенка, чтобы оградить его от пагубного влияния Моргенштерна, как это делает Тепляков. Читая художественные тексты, мы учимся делать различие между куль­турно ценным высказыванием, которое заслуживает подробного истолко­вания и изучения, и теми ненастоящими, неполноценными «текстами», кото­рые можно просто опознать и отложить в сторону или даже сразу выбро­сить, не читая.
  • Идея текста как особо сложного высказывания, совмещающего в себе разные языки культуры, позволяет понять слож­ность самой культуры: где сосуществуют, взаимодей­ствуют, а часто и конфликтуют между собой разные коды, разные дискурсы, то есть способы языкового осмысления реаль­ности. Например, дискурсы профессиональные, научные (причем разных дисциплин и раз­ных школ), общественно-политические (опять-таки принадлежащие к разным идеологиям) и так далее. А художе­ственный текст является сжатой, компактной моделью такого устройства культуры, то есть на его примере мы учимся распутывать реальное многоязычие социальной жизни, в которой мы живем.

- Литература воспитывает в нас свободных людей, совершающих самостоятельный выбор.

Литература формирует читателя как свободного человека, который самостоятельно вырабатывает свою пози­цию. На уроках литературы мы выражаем свое мнение о прочитанном произведении и доказываем свою точку зрения.

- Литература позволяет, не рискуя ничем, испытать сильные ощущения и быть готовым к ним в реальной жизни.

Это своего рода психологическая разведка. Посредством условного худо­жественного сопереживания читатель может как бы задешево, понарошку пережить силь­ные эмоции, которые трудно найти в реаль­ной жизни (опасные, захватывающие приключения), а то и лучше вообще избегать (погибельный, трагический опыт).

Тепляковы своих детей всего этого лишают, давая им необходимый для очередного прыжка минимум. Получается, что их цель - это не воспитание гармонично развитого человека, а очередная констатация рекорда раннего "развития". Поэтому Алиса и не присутствует на лекциях и занятиях - она банально не владеет навыками рассуждения и анализа. Алиса способна только воспроизводить переработанный, сжатый отцом до необходимого минимума, результат его интерпретации изучаемого вопроса. В таком случае получается, что Алиса - это биологическая версия одноименного голосового помощника из яндекса.

-2