Найти в Дзене
Art Witch

Что бы это значило? Жемчуг как символ

Оглавление

Жемчуг первый камень, из которого стали изготавливать ювелирные украшения. Согласно легендам, его носила Афродита - богиня любви, родившаяся из морской пены. Однако символика и значение жемчуга в истории искусства гораздо сложнее. Как же жемчуг прошел путь от символа красоты до знака продажной любви, а потом стал классическим украшением, демонстрирующим безупречный вкус хозяйки?

Маргаритис – символ Афродиты

В эпоху Юлия Цезаря жемчуг называли «маргаритис». На Римском форуме маргаритарии всегда имели почетное место, а каждая женщина мечтала иметь в своей коллекции украшения из камня Венеры, римской Афродиты. Император разрешил приобретать жемчужины только дамам знатного происхождения, однако охота за самоцветами продолжалась. Дело было совсем не в том, чтобы иметь символ знатности – в Риме верили, что жемчуг защищает обладательницу от мук безответной любви.

Фаюмский портрет девушки. Середина III века
Фаюмский портрет девушки. Середина III века

Любовь римлянок к жемчугу зафиксирована на фаюмских портретах. Изначально такие изображения создавались в энкаустике – технология живописи восковыми красками. Их прикрепляли к погребальным саркофагам, однако имена усопших не подписывались, поэтому, как правило, все они «портреты неизвестных» и имеют условные названия. Тем не менее изображения оказывают неоценимую помощь в изучении быта: художники очень скрупулезно изображают костюм, прическу и украшения. Сережки из крупного жемчуга зачастую дополняют женский образ в древних портретах.

Чистота Девы Марии

Роскошь Древнего Рима сменило аскетичное христианское искусство, но и там нашлось место любимому самоцвету. До эпохи Возрождения жемчуг стал символом безгрешности Христа и праведности Девы Марии.

Карло Кривелли. Мадонна с младенцем. 1480 год
Карло Кривелли. Мадонна с младенцем. 1480 год

Итальянский художник Карло Кривелли писал Мадонн в роскошных украшениях и тканях, потому что основной чертой живописи кватроченто (XV века) было сближение событий из Священного Писания с реальной жизнью. Мадонны одеты как знатные дамы в эпоху проторенессанса, и жемчуг является одним из основных элементов. Эти самоцветы можно увидеть на нимбе, в отдельном украшении на головном уборе, в отделке платья и на нимбе младенца Христа. Из-за ассоциации с Девой Марией жемчуг в эпоху Средневековья и Возрождения стал символизировать чистоту и и праведность.

Казанская икона Божией Матери в басманном окладе с речным жемчугом. Конец XIX века
Казанская икона Божией Матери в басманном окладе с речным жемчугом. Конец XIX века

В русской традиции большинство икон были окладными. На самой иконе Богородица изображалась в скромном одеянии, а вот в окладе была воплощена совершенная красота. Символическая трактовка жемчуга приходит в Россию из католического искусства, и становится обозначением добродетелей Марии: кротости, смиренности и чистоты.

На Руси всегда были месторождения речного жемчуга, поэтому проблем с его добычей не возникало. Самоцвет стоил не очень дорого, поэтому был очень распространен.

От чистоты к пороку

Караваджо. Кающася Мария Магдалина. 1597 год
Караваджо. Кающася Мария Магдалина. 1597 год

В конце XVI века в живописи стали популярны назидательные сюжеты, обличающие порок. Часто художники обращались к теме продажной любви, и разорванная нитка жемчуга стала означать поруганную женскую честь. Например, она часто изображалась в картинах, связанных с образом Марии Магдалины как символ ее грешной жизни до того, как она уверовала во Христа.

Ханс Аахен. Сводница. 1610 год
Ханс Аахен. Сводница. 1610 год

В немецкой живописи поучительная живопись была грубее, а сюжеты – откровеннее. Сводни и сцены соблазнения были нередкими, и часто в них фигурировал жемчуг. В Германии его стали воспринимать как знак безнравственных девушек, падких на деньги. На картине Ханса Аахена старуха предлагает украшение с жемчугом, хотя часто изображалось и просто жемчужное ожерелье.

Показатель безупречного вкуса

Несмотря на то, что жемчуг имел двоякую трактовку, он сохранил свое значение как показатель аристократического происхождения. К жемчугам питали страсть многие представители высшего света по всей Европе.

Федерико Мадрасо. Портрет Аделины Херберт. Конец XIX века.
Федерико Мадрасо. Портрет Аделины Херберт. Конец XIX века.

Например, в портрете баронессы Херберт художник изображает потомственную аристократку, одетую по последней моде. Жемчуг здесь является просто показателем статуса, но не наделен символическим значением.

С середины 1950-х годов жемчужная нитка становится элементом массовой моды, и носить жемчужные ожерелья могут не только аристократки. Это связано с тем, что культовый модельер Коко Шанель стала популяризировать искусственный жемчуг. Так, как самоцвет деликатный и не бросается в глаза, он быстро завоевал любовь женщин по всему миру, как повседневное украшение.

Коко Шанель с любимой ниткой жемчуга.
Коко Шанель с любимой ниткой жемчуга.

Итоги

Жемчуг стал первым драгоценным камнем, который стал использоваться в ювелирных украшениях. Любовь к нему сохранялась на протяжении всей истории, однако мог символизировать абсолютно противоположные явления в зависимости от контекста.

Основные значения жемчуга-символа:

  • чистая любовь
  • безгрешность и праведность
  • порочная любовь
  • поруганая честь
  • показатель роскоши и высокого статуса

Если вас заинтересовала тема символов в мировом искусстве, то на моем канале можно найти статьи о значении зеркала, лилии и кошки.