О памятнике Людвигу Нобелю в Рыбинске приходилось слышать много раз. Но увидеть его воочию довелось лишь нынешним летом. На месте откровением стала «Аллея лауреатов», ведущая к монументу. Оказывается, премия имени Л. Нобеля была учреждена в России еще в 1888 году, т.е. задолго до появления общеизвестной Нобелевской премии(!)
И лишь в 1895 году Альфред Нобель по примеру старшего брата Людвига решил создать собственную премию, ставшую всемирной наградой за выдающиеся открытия.
Примечательно, что в денежных активах шведского Нобелевского фонда отчетливо проглядывает «русский след». Альфред регулярно пополнял своё состояние, будучи акционером нефтяной компании «Бранобель». Она была основана в России в 1879 году его старшими братьями Людвигом и Робертом.
Масштаб этой торгово-промышленной империи был огромен. По сути, логистическая схема «Бранобеля» явилась предтечей одного из крупнейших геополитических проектов современности - «Великого нефтяного пути» из Персидского залива в Европу.
Нобелями были созданы первый европейский нефтепровод и первый в мире наливной танкер. А в Рыбинске братьями был построен первый в мире нефтяной терминал, основанный на современных принципах.
Становление
Феерический взлет семейства на российских просторах начался… с финансового краха незадачливого папаши, Эммануила Нобеля. В 1833 году талантливый изобретатель был обвинен шведским судом в неуплате долгов и объявлен банкротом.
В 1837 г. Нобель-старший в поисках лучшей судьбы перебрался в Россию, где открыл на Выборгской стороне Петербурга небольшую механическую мастерскую. Под началом опытного инженера дела бойко пошли в гору, и вскоре кустарное заведение разрослось до размеров крупного завода по производству паровых машин с персоналом свыше 1000 рабочих.
В 1843 году удачливый предприниматель перевез в русскую столицу свою семью – жену Андриетту и четверых сыновей: Роберта, Людвига, Альфреда и Эмиля.
Солидные доходы позволили Эммануилу дать детям хорошее образование. Для домашних занятий приглашались лучшие преподаватели и профессоры Петербургского университета. Особенно запомнились младшим Нобелям уроки выдающегося русского химика-органика Н.Н. Зинина.
Новые винтовки для русской армии
С особенным упорством продолжил начинания отца сын Людвиг. В 1862 году он выкупил мастерские купца Шервуда на Выборгской стороне. Вскоре они были преобразованы в «Чугунно сталелитейный завод», оснащенный по последнему слову техники (ныне ОАО «Русский Дизель»).
В 1871 году Людвиг вместе с другом, полковником русской службы Петром Бильдерлингом, сумел получить от Императорского военного ведомства подряд на производство 200 тысяч винтовок новейшей системы американского конструктора Бердана. Они отличались хорошей скорострельностью (до 10-12 выстрелов в минуту) и высокой кучностью боя. Местом производства был определен Ижевский завод.
В короткие сроки стараниями Людвига была проведена масштабная реконструкция предприятия. К началу Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. оно превратилось в один из лучших оборонных заводов Урала. На штурм Плевны и Шипки наши гвардейские корпуса шли с изготовленными в Ижевске винтовками Бердана.
В советское время предприятие получило название «Ижмаш», а ныне преобразовано в легендарный «Концерн Калашников».
Из ореховых кущей на нефтяные поля
И все-таки, звездным часом Нобелей в России стало иное, совершенно неожиданное начинание. Начальный импульс ему придали те же винтовки Бердана. Дело в том, что для производства ружейных прикладов требовалась твердая ореховая древесина.
Однажды до Людвига дошли слухи, что ореховые деревья в большом количестве произрастают на Кавказе. Для оценки запасов требовался выезд доверенного человека на место. К делам Людвиг решил привлечь брата Роберта, неприкаянно мающегося в Стокгольме. В 1873 году он был отправлен на Кавказ на поиски орехового эльдорадо.
На деле идея оказалась «развесистой клюквой». Действительно, сорта кавказской древесины отличались высокой твердостью и красивой текстурой. Но ореховые массивы располагались на труднодоступных склонах Талышских гор. Для организации их вырубки и транспортировки требовались колоссальные затраты.
Из Талыша озадаченный Роберт направился в Баку. И здесь зоркий глаз коммерсанта сразу подметил крупный масштаб местных нефтяных разработок. Не ускользнуло от его внимания и то обстоятельство, что на промыслах царили архаичные методы добычи, основанные на примитивном ручном труде. И внедрение передовых технологий сулило огромные барыши!
В 1874 году Роберт с азартом игрока потратил остатки кавказских «командировочных» на покупку нефтеносного участка в окрестностях Баку. Первые результаты оказались весьма обнадеживающими.
И вскоре к начинанию подключился расчетливый Людвиг. В 1879 году братья основали в Баку нефтяную компанию «Бранобель». Как уже говорилось, в число её акционеров вошел и младший брат Альфред Нобель.
Первый в Европе нефтепровод
Блестящие результаты принесло Нобелям сотрудничество с русским инженером-изобретателем Владимиром Григорьевичем Шуховым (1853-1939). Огромной проблемой являлась тогда транспортировка нефти. От места добычи до нефтеперегонного завода в Черном городе (район Баку) она переваливалась в бочках, груженых на арбы, а также в бурдюках, навьюченных на ослов и мулов.
Построенный по проекту Шухова нефтепровод длиной 9 км позволил кардинальным образом изменить ситуацию. Трубы были уложены на глубину 2 метра, и тщательно закопаны во избежание умышленной порчи озлобленными погонщиками. Вдобавок трасса охранялась казачьими пикетами.
Давление в магистрали поддерживалось с помощью насосов, что обеспечивало ежесуточную прокачку до 1300 тонн «черного золота». В итоге цену транспортировки пуда нефти удалось снизить до ½ копейки против 35 коп. при перевозке в бочках.
Первый в мире танкерный флот
Другим поистине прорывным открытием стала изобретенная Шуховым нефтяная форсунка. Она позволяла при помощи водяного пара распылять в топке густой мазут, что превращало его в отличное топливо для паровых двигателей. В 1879 году Людвиг Нобель наладил выпуск запатентованного устройства на своем механическом заводе в Петербурге.
Особенно пригодились шуховские форсунки при строительстве Нобелями собственного флота нефтеналивных судов. Первым на воду был спущен танкер «Зороастр» водоизмещением 242 тонны.
Далее последовали «Норденшельд», «Будда», «Моисей», «Магомет», «Брахма», «Сократ», «Спиноза» и «Дарвин», «Талмуд», «Коран», «Татарин», «Калмык», «Брама», «Линней» - всего около 60-ти танкеров и 200 барж. Позже к ним добавилась нефтеналивная баржа «Инокиня Марфа» с рекордной грузоподъёмностью 10,3 тыс. тонн
Водным маршрутом по Каспию, и далее вверх по Волге нефтепродукты - осветительный керосин и топочный мазут - доставлялись с бакинских заводов непосредственно к рынкам сбыта в Центральной России.
Высокая рентабельность танкерного флота позволила Нобелям перейти к перевозкам сырой нефти. Полный цикл её переработки был впервые осуществлен на Константиновском заводе, расположенном между Ярославлем и Рыбинском. При активном участии Д.И. Менделеева там был налажен выпуск превосходных по качеству смазочных масел - «олеонафтов», крайне необходимых бурно развивающейся промышленности и железнодорожному транспорту.
После смерти Людвига Нобеля компанию возглавил его 28-ми летний сын Эммануил. В 1889 г. он получил российское гражданство, а в 1896 году стал одним из душеприказчиков дяди Альфреда. Именно Эммануил настоял, чтобы пункты дядиного завещания, касающиеся учреждения Нобелевской премии, были неукоснительно исполнены.
Нефтяной терминал в Рыбинске
Важным слагаемым успеха компании «Бранобель» в России стала отлаженная система сбыта. Товарищество располагало обширной сетью складов, охватывающей почти всю территорию России.
Доставка на места осуществлялась по железной дороге посредством 1460-ти вагонов-цистерн собственной конструкции. За основу был взят облегченный вариант парового котла с «сухопарником», переделанным под наливную горловину. Сейчас такая схема вагонной цистерны принята во всем мире.
При этом роль логистического «хаба» исполнял крупнейший нефтяной терминал, построенный Нобелями в местечке Копаево близ Рыбинска. При его возведении были применены технические новшества, доселе невиданные в мире. Прибывающие танкеры быстро разгружались с помощью мощных дизельных насосов, изготовленных на Петербургском заводе Нобелей.
Для хранения нефтепродуктов впервые были использованы цилиндрические резервуары конструкции В.Г. Шухова емкостью 2600 тонн . Каркасная схема, тщательно рассчитанная изобретателем, позволяла изготавливать корпуса из относительно тонкого листа толщиной 4 мм с установкой на песчаные подушки.
Возведение таких ёмкостей требовало на порядок меньших затрат по сравнению со строительством прямоугольных хранилищ американского типа на свайных фундаментах. С тех пор круглые нефтяные резервуары утвердились во всем мире.
В Копаеве нефтяные «баки» располагались на высоком берегу Волги, что позволяло в считанные минуты наполнять железнодорожные цистерны за счет естественного перепада высот.
Значительная часть продукции поставлялась на экспорт в Германию, Францию, Великобританию. В 1884 г. за границу было отправлено 1 398 тыс. пудов нефти, 812 тыс. пудов керосина и 150 тыс. пудов смазочных масел. И к примеру, французский военный флот предпочитал использовать исключительно русские смазочные масла.
Верфь Нобелей в Рыбинске
Для поддержания своего флота в хорошем состоянии в 1904 году Нобели основали в Рыбинске судоремонтные мастерские. Здесь также широко применялись технические новшества. Впервые в России был построен слип – сухой док, оборудованный рельсовой эстакадой для подъема и спуска судов на воду.
Новый метод «сухого» ремонта оказался крайне эффективным. И 1908 году на Рыбинской верфи было начато строительство новых судов. Здесь были собраны волжские пароходы «Комар», «Шмель», «Тунгус», а в 1911 году спущена на воду баржа ««Княжна Евпраксия» грузоподъемностью 200 тысяч пудов (12500 тонн).
При советской власти суда Нобелей ходили по Волге вплоть до 1950-х годов. Судоремонтный завод доныне действует в Рыбинске под названием «Верфь братьев Нобель». Недавно предприятие вошло в состав «Концерна Калашников».
В заключение
Прорывные инновации позволили компании «Бранобель» успешно выстоять в конкурентной борьбе и непрерывно наращивать объемы добычи и производства. Стараниями Нобелей была начата разработка новых нефтеносных полей в районах города Грозного и закаспийской реки Эмбы.
В результате к 1890-м гг. удалось вытеснить с российского рынка мирового монополиста - американскую корпорацию «Standard Oil» Дж. Д. Рокфеллера. Разъяренный магнат призывал правительство США оказать жесткое давление на Россию: ««Я хочу, чтобы русские знали, я не намерен уступать»!
Россия меж тем вырвалась в лидеры нефтяного рынка. В 1901 году её доля в мировой добыче достигла 51%, оставив позади Америку. И чтобы отбросить «дерзкую Московию» назад, понадобилась война с Японией, по сути, спровоцированная Англией и США.
И в заключение еще интересный факт. 4 октября 1895 года в поселке Сабунчи близ Баку в семье немецкого инженера нефтяной компании Нобелей, Густава Зорге и его супруги, русской женщины Нины Степановны Кобелевой, родился сын, нареченный Рихардом. В 1964 г. легендарному разведчику Рихарду Зорге, советскому резиденту в Японии, было присвоено звание Героя Советского Союза.