Живопись Хендрика Аверкампа — динамичная, бойкая, «шумная». Его жанровые зарисовки (явно вдохновлённые работами Питера и Яна Брейгелей) полнятся голосами беседующих, кричащих и смеющихся людей, музыкальными аккордами, скрипом полозьев и шорохом коньков, собачьим лаем, конским ржанием и десятками десятков иных звуков, без которых невозможно представить себе зимние гуляния. А ведь с самого рождения герой нашей статьи был совершенно глух...
Полотнам Аверкампа присущи неяркие оттенки, сдержанные красочные интонации, мягкие контрасты. Ряд специалистов склонен списывать «благородную бледность» картин голландца на счёт увлечения мастера зимними пейзажами. Что, по нашему скромному мнению, звучит не особенно правдоподобно. Ведь морские ландшафты и анималистические зарисовки Аверкампа, вдохновлённые яркими и сочными летними ландшафтами его родной страны, также не выходят за рамки парадигмы светлых оттенков.
Раскрывать сюжетную и эмоциональную глубину своих работ художник предпочитал при помощи остроумных малых деталей, интересных композиционных находок и довольно интересных смен темпа и ритма на различных участках произведений. От рождения немой Аверкамп создал уникальный живописный стиль, чья концептуальная наполненность была выразительнее тысяч слов...
Сегодня творчество этого выдающегося голландского живописца известно не столь широко. А ведь малый ледниковый период, нежданно- негаданно обогативший культуру западной Европы феноменом массовых народных гуляний (в частности — на льду замёрзших рек), очень даже располагал к появлению самостоятельной живописной школы, ответственной за изображение «снежных карнавалов». И кому как не Хендрику Аверкампу, успевшему изобразить нечётное количество оттенков зимних небес, речного льда и краснощёких конькобежцев, было впору создать и возглавить подобное направление живописной мысли? Увы, История не знает сослагательного наклонения. Несмотря на изрядное число учеников и подражателей, несмотря на всю актуальность и сюжетную наполненность картин, герой нашей статьи стал первым и единственным мастером жанровых сценок, сведённых вместе по воле капризного климата и житейских обстоятельств.
Просто взгляните, как расположившийся в правой части композиции картины «Сцена на льду недалеко от города» мужчина в красной шапке и фартуке облокотился на чан с горячительным напитком. Вот уж кому точно не был страшен зимний холод! Зато молодая женщина, сидящая в лодке и укутанная в белый платок, прячет руки под полы верхней одежды. Застыв в неловкой, сгорбленной позе, она безуспешно пытается согреться.
Левый нижний угол картины достался молодой паре, щеголяющей в моднейших костюмах. И пусть холодный ветер развевает полы одежды — осанка девушки остаётся подчёркнуто прямой. Ещё бы: не для того она облачалась в элегантный наряд, чтобы обращать внимание на явное его несоответствие погоде. Красота, как известно, требует от красавиц определённых жертв...
Впрочем, не все находящиеся на речном льду персонажи полотна очутились здесь ради зимних развлечений. Усталый рыбак спешит прочь от проруби, унося за плечами скудную добычу. Шум, поднятый праздной публикой, явно не способствовал удачной ловле.
Здание красного кирпича (явно промышленного назначения) и розоватый оттенок небес несколько разнообразят пейзаж, добавляя праздничные ноты в холодную высь и стылую даль. Явный реверанс мастера в сторону общественного запроса на более оптимистические и легкомысленные полотна, которые гораздо легче продать. Да и национальный флаг, развевающийся средней левой части композиции — не столько способ ещё раз обозначить пронизывающий ледяной ветер, гуляющий над рекой, сколько дань моде на патриотические сюжеты, немало ценившиеся голландцами, едва-едва освободившимися из-под удушающе-заботливой опеки Испанской короны.
Изучать эту картину можно очень долго. И с каждым разом находить всё больше занимательных подробностей, вроде своеобразного «гольфа на льду, в который играют мужчины, или чёткого социально-сословного деления персонажей картины, о котором те не забывают даже в разгар весёлого праздника.
Автор: Лёля Городная