Найти тему
Газета "Гудок"

Паровоз-легенда

Ржавый, но гордый. Даже в таком виде паровоз внушает трепет и уважение. Лет 30, а то и больше стоит он на приколе в Сибирцево. Полчаса мы гипнотизируем друг друга, но побеждает мороз. И я отступаю греться в сторожку, которой «командует» Виктор Артюхов. Из окна вагончика, где топится печка, вздыхает, закипая, чайник, виден паровоз. Мы сидим молча, не в силах оторвать от него взгляд. Старый машинист часто вспоминает, как по крутой, скользкой от мазута лесенке взлетал в кабину. Знал ли он, молодой кочегар паровоза, что станет, как отец, почётным железнодорожником, что будет сам водить поезда... Любовь к ним держит и сейчас – последние 6 лет мимо депо привычной дорогой он раз в три дня идёт в свою сторожку. Основательный, крепкий, разменявший восьмой десяток хранитель возраста не чувствует, продолжая оставаться в строю. Охранять, беречь – тоже важная миссия. Именно в этот момент начинаешь понимать смысл фразы из когда-то прочитанной книги Андрея Платонова: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил ещё (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы...». – Я с 1970-го года начал работать на паровозах. Сначала кочегаром, потом помощником на Еа7. Пассажирские поезда водил на этом паровозе. Машина-то хорошая, какой бы старой она ни была, – говорит Виктор Владимирович. И снова замолкает, задумавшись: эх, дернуть бы снова знакомую рукоятку, зажмуриться от рёва гудка и восторга... Его мысли проносятся чередой. – Всё-таки не зря говорят, что даже в холодном состоянии паровозы дышат! По всей стране их по пальцам можно пересчитать. В 90-е безжалостно резали на металл, но, к счастью, одумались. На Дальнем Востоке сейчас два действующих, ещё полтора десятка работают в должности памятников, – продолжает он. – Вот этого бы «старика» сохранить. И он достоин этого. Паровоз серии Еа, порядковый номер 2780. Под слоем ржавчины, на кабине еле-еле проглядывает раритетная надпись – «Приморская железная дорога». Она существовала с 1939-го, а в 53-м году вошла в состав ДВЖД. Наш же красавец был построен в 1942-м. Он рождён на другом континенте, на одном из заводов Американской локомотивостроительной компании ALCO. Тогда по ленд-лизу для Советского Союза Канада и США построили более 2063 паровозов серии Е. В СССР они шли двумя маршрутами военных конвоев, правда, не всем повезло. Самый опасный путь по арктической Атлантике с выгрузкой в Мурманске и Северодвинске. Несколько судов с паровозами потопила авиация Люфтваффе, пришлось искать другой путь. Им стал Тихоокеанский. Локомотивы пересекали Америку с востока на запад, в район Сиэтла. Оттуда морем добирались в бухту Золотой Рог. Именно порт Владивосток за годы войны переработал более 40% всего объёма ленд-лиза. – Во Владивостоке паровозы объединяли в сплотки, по несколько штук, в холодном состоянии их привозили в Сибирцево. Здесь заправляли водой, углём, поднимали пары, и они становились под поезда и шли с грузом на линию фронта. Это была первая часть жизни и нашего «старика», с которой он достойно справился, – рассказывает хранитель музея локомотивного депо Уссурийск Владимир Бебик. «Евгеша» № 2780, так ласково зовут паровозы серии Еа, после войны ещё три десятилетия отработал на советских рельсовых дорогах. Чудом пережил лихие времена перестройки. И встал на прикол сначала в Ружино, потом в Сибирцево. А недавно ветераны-железнодорожники, которых курирует Виктор Щербаков, вышли с предложением установить на вечную стоянку на привокзальной площади Уссурийска – железнодорожной столицы Приморья последний из уцелевших паровозов. На фото: Виктор Артюхов: «Это рабочая лошадка. В своё время она нас кормила. Смотришь на него и вспоминаешь свою молодость. На нём начал работать, когда мне был 21 год» Паровоз серии Еа в своё время считался одним из самых мощных (архив «ДВМ») Вот так паровозы из Америки морем добирались в бухту Владивостока Золотой Рог (архив «ДВМ») Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-каналеGudokru.Подписывайтесь, друзья! Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в«Яндекс Дзене».