Световой дизайн создает в помещении особенную атмосферу и играет важную роль в интерьере. Источник света теперь не просто освещает пространство, но и декорирует его: зонирует помещение и акцентирует внимание на отдельных участках, подчеркивает выбранный стиль и какие-то архитектурные детали, помогает визуально увеличить или уменьшить размеры помещения и вообще изменить ощущение пространства. Нередко светильник становится центральным объектом дизайна, вокруг которого составляется вся композиция. В этом плане не стоит увлекаться эксклюзивностью люстры или торшера без привязки к общему стилю помещения, его размерам и интерьерным особенностям. Даже если светильник представляет собой выдающийся арт-объект, его декоративная экстравагантность не должна идти вразрез с основной функцией освещения, а любые изысканные и причудливые формы, фактуры и цвета призваны не просто поражать воображение, а создавать уют и комфорт в доме.
Наглядным примером такого сочетания желаемого с возможным и красивым служат работы одного из самых ярких и востребованных молодых дизайнеров — Луки Ничетто. Он родился в Венеции и детство провел на острове Мурано в окружении мастеров по изготовлению знаменитых стеклянных изделий. Более того, его мать работала художником по росписи стекла, а дед работал в стеклодувной мастерской. Вот и Лука после окончания курса промышленного дизайна в Università Iuav di Venezia начал работать там же на Мурано на стекольном заводе Salviati. Одна из самых известных работ Ничетто для этой компании - коллекция ваз Millebolle, в стенки которых «заключены» пузырьки воздуха, что создает изящную прозрачность и цветовые вариации. Коллекция стала одним из бестселлеров Salviati.
Вскоре он становится ведущим дизайнером новых продуктов фабрики Foscarini, одного из лидеров рынка световой продукции. Эта компания сотрудничает с признанными мэтрами светодизайна, и должность Ничетто стала своеобразным признанием его таланта.
Для Foscarini Ничетто совместно со своим коллегой Джанпьетро Гаем разработал необычную подвесную лампу O-Space. Ее форма напоминает сжатую букву O, с небольшой лампочкой внизу, которая светит как прямо вниз, в комнату, так и вверх, в пустоту в центре буквы O, создавая характерное отражение вокруг пространства.
Также для Foscarini дизайнер впоследствии разработал серию Plass, вдохновившись формами и цветами стеклянных бусин венецианской традиции.
Но абажур при этом сделан не из стекла, а из поликарбоната синего и серого цвета, который изготовлен ротационным формованием, за счет чего достигается прозрачность стекла ручной работы и его естественные неровности. Симбиоз исторической преемственности и современных материалов вообще характерен для изделий Ничетто, в изготовлении которых он переосмысливает традиции ремесленного производства.
Настенные и потолочные светильники Wagashi сделаны из ткани, натянутой на проволочный каркас. Wagashi — это японские традиционные сладости, отсюда и восточный декор, что вместе с элегантностью и даже некоторой «воздушностью» делает эти светильники идеальным элементом декора.
Получив в Foscarini бесценный опыт, молодой дизайнер организовывает собственную студию Nichetto & Partners, читает лекции в различных учебных заведениях, получает профессуру с своем родном венецианском университете, а его работы получают награды на престижных международных конкурсах. Деятельность Ничетто давно вышла за рамки изделий из стекла и светильников — это и мебель, и различные аксессуары, и архитектурные проекты, и выставочные концепты. Спустя пять лет плодотворной работы в Венеции Лука открывает вторую студию в Стокгольме. Теперь его творения нередко представляют собой некий художественный микс между итальянской роскошью и изысканностью и скандинавской практичностью и простотой.
Серии светильников, созданных для испанской компании Parachilna, Ничетто дал название Gèmo , что на венецианском диалекте означает «клубок пряжи». И действительно, на него похож своей формой абажур этих ламп из выдувного опалового стекла, а отсылкой к истории муранского стекла служат полоски на его поверхности, напоминающие «молатуру» - местную технику гравировки на стекле. В серию входят торшер, настольный и потолочный светильники.
Стальные конструкции покрыты гальваническим способом глянцевым черным хромом, каждая лампа оснащена удобным диммером на шнуре.
В сотрудничестве с мировым дизайнерским брендом Stellar Works Лука Ничетто разработал коллекцию Space Invaders, плафоны которой сделаны из муранского стекла, а основания и рамы — из дерева или стали, покрытой черной порошковой краской.
Такие «космические захватчики» гармонично вторгаются в различные дизайнерские пространства в виде настольной лампы, торшера или приставного столика. Для удобства пользователей светильники оснащены сенсорными диммерами.
Для канадского бренда Mjölk Ничетто сделал такой «симбиотический» продукт, как лампа Réunion. Металлический плафон с порошковым покрытием изготовлен в Канаде, а корпус из выдувного стекла — на родине дизайнера в Мурано.
Большой вариативностью конфигураций отличаются светильники Alphabeta — результат сотрудничества Ничетто с компанией Hem из Швеции. Подбирая абажуры разных форм и расцветок, комбинируя их друг с другом, можно, как и при разном сочетании букв из алфавита, получать новые дизайнерские «слова». Торшеры и подвесные лампы этой серии обеспечивают двунаправленное освещение, которое подсвечивает пространство сверху и снизу.
Подвесные светильники Alphabeta подвешены на металлической проволоке, с извилистым кабелем, воспринимающимся как декоративная изогнутая деталь. Эти светильники можно подвешивать по отдельности или группой.
В торшере Chrome дизайнер отказался от традиционного напольного выключателя питания. Вместо этого торшер оснащен специальным кольцом на стержне, которое позволяет пользователю управлять светодиодным модулем.
Когда-то основательница компании Svenskt Tenn Эстрид Эриксон посетила остров Мурано и привезла коллекцию стеклянной посуды в Стокгольм, где устроила первую в Скандинавии выставку муранского стекла. В память об этом событии компания решила «вернуться» на Мурано — символически и в виде своей продукции, и кто иной, кроме Ничетто, смог бы лучше осуществить это стремление. Коллекция торшеров и настольных ламп получила название Fusa, что в переводе с итальянского означает «расплавленный».
Лампы изготовлены из муранского стекла различных оттенков, напоминающих драгоценные камни. Светодиодный световой элемент заключен в колпак из матового стекла. Ножка каждой лампы представляет собой конструкцию из разноцветных стеклянных камешков, уложенных друг на друга, а элементы из муранского стекла внутри матового колпака ламп выполнены из контрастного белого или серого стекла. Каждая деталь установлена на круглом латунном основании, которое также служит диммером, позволяющим пользователю регулировать силу свечения электрических ламп.
Освещение в доме: последние тенденции
Свет в загородном доме и на участке
Световой дизайн в интерьере загородного дома
Двусветное пространство: образ и функциональное назначение