Привет всем!
Итак, вчера в Театре ан дер Виен я смотрела оперу Генделя "Юлий Цезарь в Египте". Сегодня в прессе мы прочли, что после рождества с понедельника вводится требование не выходить из дома после 10 ночи. Пока я не знаю, сможем ли мы ходить в театры с понедельника.
"Юлий Цезарь в Египте" - опера Георга Фридриха Генделя на итальянском языке в трех актах на либретто Никола Франческо Хайма по драме Джакомо Франческо Буссани. Оригинальная версия оперы длилась пять часов. Главные роли вчерашнего спектакля с оркестром Concentus Musicus Vienna под управлением Айвора Болтона исполняли: Юлий Цезарь - Беджун Мехта, Клеопатра - Луиза Олдер, Толомео - Кристоф Дюмо, Корнелия - Патриция Бардон.
Инсценировка была поставлена в современном стиле с прозрачными намеками на современные персонажи, что провоцировало несколько замечаний среди зрителей. Я сидела в лоджии на втором этаже и не нагибаясь видела сцену без правого крайнего угла, но потому что опера написана в стиле барокко, т.е. большого движения на сцене не предполагается, в некоторых сценах можно было отвлечься и послушать музыку, не смотря на сцену.
Гендель, не сомненно, великий композитор, его музыка завораживает и заставляет следовать в уме за мелодией. Я думала о том, какой была постановка во времена барокко, потому что во времена барокко исполнители почти не двигались, ограничиваясь жестами. Дирижер ответил, что постановка опер шла на праздниках в дворцах, где зрители не сидели на своих местах во время всего спектакля, а двигались, уходили прогуляться, закусить, поговорить, потом возвращались к сцене, делали замечания о костюмах, об актерах, похожи ли они на действующих лиц, поэтому костюмы были очень важны, и даже танцевали под музыку. Видя наш интерес, театр пообещал поставить одну оперу в настоящем стиле барокко. Кстати, в оркестре стояло два клавесина, на одном из них играл сам дирижер.
Спектакль начался интригующе: поднялся занавес, перед нами на сцене стояли ряды стульев, в глубине сцены находился киноэкран, на котором засветился псевдоисторический немой фильм, т.е. нам сказали, что все мы это уже видели, ничего не ново под луной. Спектакль закончился теми же признаниями в любви, которыми начался. И зрители и исполнители при прощании были очень эмоциональны, многие, я думаю, уже знали о следующем ограничении движения после 10 ночи.
Георг Фридерик Гендель написал "Юлий Цезарь в Египте" в Лондоне в 1723/24 г в зените своего успеха как композитора итальянской оперы. Премьера в Королевском театре на Хеймаркет в 1724 г стала особым триумфом. Сегодня "Юлий Цезарь в Египте" является неотъемлемой частью репертуара каждого музыкального театра. Для этой оперы Гендель создал одну из своих самых вдохновенных партитур, а драматург Никола Хайм адаптировал и сократил для нее старое итальянское либретто, поскольку лондонцы не хотели слушать пятичасовые оперы, им было достаточно трех часов. В процессе подготовки состав исполнителей несколько раз менялся, поэтому Генделю приходилось постоянно создавать новые версии отдельных партий.
В премьерном спектакле роль Цезаря играл кастрат Сенезино, которого вся Европа хвалила и за голос, и за его манеру выступления. Цезаре предстает в опере как идеальный герой и возлюбленный, каждая ария представляет разные грани его характера, знаменита ария "Alma del gran Pompeo".
Не менее впечатляющим было исполнение роли Клеопатры Франческой Куццони, одной из самых известных примадонн того времени. Египетская царица превращается из уверенной, решительной молодой женщины в правительницу, созревшую под влиянием любви и смертельной опасности. Вместо ожидаемой ослепительной виртуозной арии Гендель сочинил для нее очень простую, ясную мелодию неописуемой красоты: "V'adoro pupille" считается одной из лучших арий Генделя. Не менее убедительно звучит и "Piangero" в третьем акте как прощание с жизнью.
Почти половина музыки оперы "Юлий Цезарь в Египте" отведена этим двум главным героям; с точки зрения виртуозности, экспрессии и драматической силы их соло представляют собой череду кульминационных моментов, равных которым не было в барочной опере.
Более 200 постановок во многих странах мира сделали оперу "Юлий Цезарь в Египте" самой популярной оперой Генделя в наше время. Сюжет, конечно, является важным фактором популярности оперы, поскольку историческая любовная связь между двумя самыми известными фигурами древности освобождает слушателя от необходимости распутывать сложную сюжетную схему, как это было принято в операх того времени.
Первое исполнение этого произведения в Театре Вены состоялось в 1985 г во время Венского фестиваля с Венским музыкальным центром под управлением Николауса Харнонкурта.
Поздравляю всех с Рождеством по новому стилю! Добро пожаловать в Вену!
https://www.theater-wien.at/de/programm/production/1018/Giulio-Cesare-in-Egitto
Спасибо, что дочитали до конца! Прошу поставить лайки и записаться на мой канал!
https://zen.yandex.ru/id/5d1262217dc1f900b030f7bd
Я пишу в форме дневника и каждая тема имеет продолжение! Читайте мои статьи и советуйте друзьям!