Начало жизни Александра Линёва – на станции Брянск-1 – совпало с началом Великой Отечественной войны. Горя полной чашей мальчик хлебнул, едва встав на ноги – ему было полтора года, когда вместе с матерью он попал в концлагерь, расположенный под Брянском, носивший название Dulag 142. «В лагере я перестал ходить, потому что еды практически не было, – рассказывает Александр Сергеевич. – Мы выжили только потому, что мама успела взять с собой кое-что из еды. У неё был маленький мешочек конфет-горошин. Каждый день она давала мне по одной штучке. В лагере содержалось более 80 тыс. человек, половина были казнены. Мы пробыли там чуть более двух месяцев. Нас освободили советские войска. Второй раз я пошёл уже дома». Сам концлагерь Александр Сергеевич не помнит – знает по рассказам матери. Первые воспоминания о войне – как немцы после освобождения Брянщины в августе 1943 года погнали их в Германию. По дороге они сбежали, спрятались в лесу. Так и смогли избежать второго плена. Он хорошо помнит последний налёт немецкой авиации летом 1944 года. И День Победы. «Ночью 9 мая к нам прибежала соседка и закричала: «Победа! Победа!» – рассказывает Александр Линёв. – У неё у единственной на нашей станции был радиоприёмник. Мы выскочили на улицу. Была прекрасная тёплая ночь: шум, гам, крики, плач, смех. Потом начался митинг у памятника Ленину. Собралось человек сто. Выступал глава администрации района. Он был единственный мужчина на митинге, остальные – женщины, старухи и дети. А потом все пошли в город на общегородской митинг. Мама меня не взяла, а потом жалела: «Надо было тебя взять, чтобы ты запомнил этот день». После войны им тоже было очень тяжело. Небольшой дом, построенный ещё дедом лет сто назад, сильно пострадал от бомбёжек. Рядом были подъездные пути заводов, и немцы прошлись по ним неоднократно. Отец не вернулся с фронта. Мать, по сути, одна поднимала сына, да ещё старалась помогать родственникам. «Жили вдесятером в этом домике. Ели «тошнотики» – драники из промёрзлой гнилой картошки прошлых урожаев, которую выкапывали в колхозном поле, крапиву и лебеду. Но жизнь была мирной, и этим были счастливы, – рассказывает Александр Сергеевич. – Искали и находили в себе силы заново отстраиваться, вести хозяйство, думали о будущем – об образовании и профессии». Александр пошёл в школу – начальную железнодорожную. Окончил с похвальной грамотой, которая до сих пор у него хранится. Затем настал черёд средней школы, тоже железнодорожной. После поступил в Брянский железнодорожный техникум, на техника-электромеханика электроподвижного состава. Учился хорошо, получал стипендию. «Вот здесь нам с мамой уже было веселее, – улыбается Александр Линёв. – А потом я уже пошёл работать по распределению в локомотивное депо Тула, помощником машиниста электровоза. На ремонтной практике получил эту специальность. Проработал 1,5 года на грузовом движении, получил хороший опыт. Находил и устранял неисправности у «больных» электровозов, восстанавливал. После армии поступил в Брянский институт транспортного машиностроения, на «двигатели внутреннего сгорания». Сначала на дневное отделение, потом перевёлся на вечернее, чтобы совмещать работу с учёбой. Я уже был женат, и надо было кормить семью. Мы прожили с супругой 53 года, вырастили двоих детей – сына Владимира и дочь Наталью, которые стали достойными людьми». Когда после вуза наш герой пришёл в локомотивное депо Брянск-1 на должность старшего инженера-технолога, он уже хорошо знал железную дорогу. Поэтому успешно решал задачи по развитию ремонтных технологий, осваивая новую технику. Возглавил производственно-технический отдел. А затем, перейдя на материально-техническое направление, стал начальником отдела материально-технического обеспечения Брянского отделения МЖД, освоил строительство и тепловодоснабжение. Почувствовав на себе, как важны крепкий тыл и тёплый дом, он не уставал заботиться о благополучии земляков-железнодорожников. Сегодня Александр Линёв с приятным чувством ностальгии вспоминает свой 30-летний трудовой путь на стальной магистрали. Ветеран рад, что связал свою жизнь с железной дорогой, где смог найти себя, самореализоваться. «Мне очень повезло в жизни с людьми, с руководством, – резюмирует Александр Линёв. – Это были настоящие мастера своего дела. Особенно начальник Брянского отделения Иван Журавлевич. Мы работали дружной командой, я ценил и ценю каждое мгновение общения с коллегами-железнодорожниками. Помню, когда в 2001 году уходил на пенсию, два дня только и ходил по управлению дороги – прощался с каждым, с кем работал». Светлана Новаковская Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».