Найти тему
Александра Асейкина

Что зависит от преподавателя?

История Руши о поступлении в МАрхИ печальна, но очень типична. Описала ее для тех, кто только начинает свой путь в подготовке в качестве предостережения от все тех же ошибок.

Прошу понять мою политику и не требовать имен «в студию». Я могу отослать вас к первоисточнику, если очень понадобятся все подробности.

Человек ходил к преподавателю МАрхИ (к известному, по рекомендации) в течение учебного года, раз в неделю, по 6 часов. Работы не доделывали, оставляли «как есть» на конец занятия. Итог: ни одного законченного построения за год. Как самостоятельно нарисовать дома (а, значит, и на экзамене) — представления нет. Тон не начинали разбирать. Композицию не трогали. Абитуриент в полной уверенности, что все нормально и «я отстала, потому что пропустила 2 занятия».

К сожалению, это распространенная ситуация.

Сам метод подготовки в больших группах именно без индивидуального подхода, не учитывающий скорость конкретного ученика, невозможность (или нежелание?) отследить его личный результат и предпринять особые шаги для его улучшения, работа «от звонка до звонка» (и ничего «сверх») — оказывается провальным. И дело тут не в способностях абитуриента или его нежелании работать. Например, конкретно в истории с Рушей, чтобы можно было достойно на экзамене выступить, мы запросто нагнали уровень ГУЗа за неделю. Единицам (у кого есть какая-то база, при невероятном количестве самостоятельных усилий) это подходит, и люди поступают. Так как в данном случае уровень набирается скорее благодаря практике, а не знаниям (хоть это и занимает больше времени).

По черчению ситуация оказалась не лучше. С преподавателем из МАрхИ в течение года занимались раз в неделю. Занятия не дешевые. 8 месяцев из них чертили шрифты, сопряжения и вазы. Маме рассказывали, что все со способностями хорошо, Руша работает, «есть шансы на бюджет». И «вдруг» весной выясняется, что надо вообще-то чертить аксонометрию, и там еще 60 сложных чертежей, и ничего не успеваем и придется оставаться на второй год.

Уровень, который должен быть освоен для успешной сдачи экзамена, репетитору известен заранее (если это репетитор, который действительно готовит). В идеале, абитуриент тоже должен понимать, что от него требуется. Но он не может рассчитывать свои силы и оценивать сроки. И если вы в 11 классе полгода чертите сопряжения и вазы (которые на самом деле можно успешно самостоятельно освоить дома) — рассчитывайте, что в этом году в топовые ВУЗы со сложным черчением (МАрхИ, ГУЗ, МГСУ) — не поступите.

Со стороны репетитора, не предупредить, что его программа изначально рассчитана на 2 года подготовки и тем самым лишить человека выбора — я считаю, непорядочно. А поступающий убежден, что все нормально.

По поводу выбора репетитора — что только уже не написано более умными людьми. Например, на сайте у другого преподавателя есть отличная и красочная статья на этот счет. Вранье и искажение фактов, борьба за абитуриента, воровство и прочие нечестные игры, халтура, дилетанство и т.д. — все это происходит не только на уровне студентов-репетиторов. Слишком много противоречивой информации, слишком много мнений. В этом сложно разбираться. Но готовитесь вы. И включать мозг — вам.

Есть образцы работ, сайты и страницы в соц.сетях, где можно получить консультацию репетитора, имена его поступивших, можно связаться с уже поступившими или теми, кто сейчас готовится в других группах у других педагогов. Сравнивайте результаты постоянно. Прислушивайтесь к нескольким мнениям.

Одно дело, если вы доезжаете до занятий раз в месяц или не работаете дома. Бывает, что начальные способности таковы, что на подготовку потребуется больше времени, чем остальным (это становится понятным с первых занятий, это не страшно и не является крестом на карьере). Но если вы, действительно прилагая усилия, долго топчетесь на месте — надо что-то менять. Смотрите по сторонам.

Есть крутые преподаватели, которые действительно учат рисовать и находят подход к каждому ученику, несмотря на большие группы. Они заражают своей энергетикой и сами по себе становятся мотивацией поступить. Хочется принести им по десять работ в неделю, порадовать своим поступлением.

С другой стороны есть много преподавателей, которые сами умеют рисовать, но учить не умеют. И «работы учеников» просто переправлены поверху их рукой. А в реальности результата у ученика нет. Есть действительно замотивированные молодые «неофициальные» репетиторы, которые вывернутся ради репутации и «поступят» вас с первого раза на бюджет за полгода, даже если это невозможно. А есть такие, которые хотят по-быстрому «срубить бабла», воруя чужие работы ради собственного пиара и не заботясь о дальнейшей судьбе абитуриента. Ведь всегда можно спихнуть всю вину на «блат» в МАрхИ, «невезение» или «вы сами недоработали».

Статус «преподавателя» — не показатель. Показатель — ваши результаты. Пожалуйста, не запускайте все на самотек. Не тратьте свои и родительские нервы и деньги. Сейчас, как никогда раньше, существует так много отличных и качественных вариантов подготовки на любой вкус и кошелек, можно выбирать подходящий именно вам — учитесь и радуйтесь. Я завидую тем, кто готовится сейчас. Не упускайте своих возможностей.