Аннотация.
Состояние дел в обучающих интерент-технологиях и практике дистанционного образования в России и Германии. Технические и методические особенности, учитываемые при разработки on-line курсов. Программа повышения квалификации «Познание и учение: индивидуальные различия, диагностика, развитие и дифференциация обучения» в МГУ им. М.В. Ломоносова. Перспективы развития и международного сотрудничества в области дистанционного образования.
Ключевые слова:
интернет-технологии в образовании, перспективы
международного сотрудничества, технические и методические особенности.
Двадцать первый век распахнул двери в интернет-пространство
для всех, желающих получать новые знания и приобщаться к новым
технологиям в образовании. Министерство образования РФ ввело в
нормативы дистанционного образования. «4 апреля 2014 года Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No 2
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ». Документ устанавливает правила
применения электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ. Определены
объем аудиторной нагрузки, порядок оказания учебно-методической
помощи обучающимся, необходимый уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных работников»
http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81
%D1%82%D0%B8/4109). Как показала практика, дистанционное образование имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Плюсы дистанционного образования
1. Финансово-экономически такой тип образования выгоднее как
для тех. кто обучает, так и для тех, кто обучается.
2. Затраты по времени приобретения и усвоения знаний значительно
сокращены за счет более легкого доступа к необходимой информации.
3. Увеличены возможности педагога в использовании в обучении аудио- и видеоматериалов.
4. Слушательская аудитория практически не ограничена.
5. Есть возможность учитывать индивидуальные различия (скорость
усвоения материала, стратегии переработки информации и т.д.).
6. Администрирование дистанционного образования не требует
большого количества чиновников. Все автоматически сохраняется на
электронных носителях.
Проблемы дистанционного образования стали предметом
исследования Ю.В. Вайнштейн. Среди прочих автор выделяет
следующие:
1. отсутствие или недостаточность влияния человеческого фактора
при дистанционном обучении;
2. проблема адаптации методических и учебных материалов для
дистанционного обучения и использования их в рамках внедрения
современных информационных технологий;
3. невозможность дистанционного обучения по отдельным дисциплинам и специальностям;
4. сложности контроля знаний у обучающихся (отсутствие гарантии
самостоятельного выполнения заданий);
5. технические проблемы и сложности, связанные с созданием,
разработкой и адаптацией сетевой инфраструктуры, программных
продуктов и сред для дистанционного обучения;
6. языковые и межкультурные проблемы эффективного общения в
сети Интернет;
7. эргономические проблемы и проблемы эффективного
использования гипермедиа технологий;
8. экономические, связанные с себестоимостью разрабатываемых
электронных ресурсов и средств обучения и необходимостью
учитывать авторские права разработчиков программ.
Все вышеперечисленные недостатки интернет-технологий с
течением времени успешно преодолеваются. В настоящий момент
дистанционные технологии все больше приближаются к естественным
привычным формам обучения. Существуют виртуальные кабинеты.
Участники семинаров активно вступают в дискуссии, как с
преподавателем, так и между собой. Общение студентов часто
продолжается и после уроков на специальных площадках.
В последнее время все большее количество вузов использует для
обучения так называемые LMS - Learning Management System.
Примером такой учебно-организационной платформы можно назвать
free software Moodle, которая бесплатно устанавливается на вузовском
или дистанционном сервере (www.moodle.org ). Эта система часто
используется как в немецких вузах (HWR Berlin), так и в русских (МГУ
им. М.В. Ломоносова, «Центр развития человека»). Преимущество
такой обучающей системы заключается в том, что она позволяет
преподавателям объединять обучающихся в виртуальные группы,
лучше структурировать учебные материалы и предлагает
пользователям - преподавателям и студентам - не только возможность
сохранять и использовать для обучения различные документы в виде
файлов, но и активно участвовать в дискуссиях, обмениваться
мнениями, оценивать выполнение заданий и тестировать знания
обучающихся. Этот пример еще раз показывает, что технические
проблемы успешно решаются ИТ-специалистами. Методические же проблемы должны решаться организаторами курса. При этом важно
учитывать не только то, каким содержанием наполнить курс, но также
и в виде каких элементов обучения сделать его доступным и
интересным для обучающихся: тест, видео, форум, wiki и т.п.. Не менее
важно иметь и возможность анализировать поведение студентов во
время обучения, например, какие материалы пользуются наибольшим
спросом у студентов и какие вызывают наименьший интерес, в какое
время дня и в какой день недели они наиболее интенсивно пользуются
учебными материалами, какие тесты прорабатываются успешнее и т.д..
Как показали исследования в этой области (Elkina, 2014) студенты
дистанционного образования наиболее активны в начале семестра в то
время как студенты очного образования начинают интенсивно учиться
лишь к концу. Что касается выполнения промежуточных заданий, то и здесь наблюдаются различия между студентами двух форм обучения:
студенты on-line курсов стараются вовремя сдать промежуточные
задания, не оставляя их выполнение на последнюю неделю семестра
как это характерно для студентов очного обучения. Эти и другие
различия, например, различия в организации времени для учебы или
присутствия на on-line лекциях и т.п., следует обязательно учитывать
при составлении и проведении on-line программ. По мере развития общего потребления электронных услуг возрастают и требования студентов к формам on-line обучения. Как показали результаты последнего опроса обучающихся на дистанционных программах в Германии (www.trendstudie-fernstudium.de), в котором участвовали 2600 бывших и нынешних студентов дистанционного обучения, почти все студенты пользуются для обучения мобильными гаджетами: 95% - мобильными телефонами, 85% - планшетами, хотя в 2011 году только каждый десятый пользовался планшетом и 54% студентов пользовались для обучения мобильными телефонами. Эта тенденция способствует развитию новых учебных сценариев для on-line курсов и одновременно требует разработки новых дигитальных (электронных) учебных материалов, что, к сожалению, не каждый вуз может себе позволить.
Дистанционные технологии становятся важным аккредитационным показателем вуза. При проведении экспертного опроса преподавателей Томского нефтегазового университета о влиянии дистанционного образования на конкурентоспособность вуза были получены результаты.
Тем не менее, авторы делают неутешительный вывод о том, что
большинство российских государственных вузов находятся лишь в начальной стадии внедрения современных дистанционных технологий
обучения в образовательный процесс.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что дистанционные
технологии в России и Германии во многом схожи и имеют одинаковый комплекс как позитивных, так и негативных особенностей. Главной особенностью дистанционного образования является усиливающийся межгосударственный характер взаимодействий, возможность, находясь в любой точке мира, овладевать знаниями, умениями и навыками.