Найти тему
Z-Машины

Русская роботизация военных машин по-британски

Оглавление
Российская автономно действующая боевая машина крупный танк Т-14 "Армата"
Российская автономно действующая боевая машина крупный танк Т-14 "Армата"

Агенты британской спецслужбы МИ-6 констатируют: помимо экспериментальных прототипов, все существующие в России БПЛА, включая беспилотные наземные транспортные средства, управляются дистанционно. Однако российские стратеги ожидают, что ИИ (искусственный интеллект) будет играть всё более важную роль для платформ воздушного боя. Это может привести к развитию полностью автономных боевых систем.

Некоторые агенты, работающие по совместительству, аналитиками, даже предвидят большую роботизацию войны и будущие войны с участием значительного количества машин. Однако в ближайшем будущем упор будет сделан на взаимодействие человека и машины, то есть на рациональное сочетание возможностей солдат и военной техники.

Российский подход к роботизации военных машин

Подход России к роботизации преимущественно предполагает прививание роботизированных возможностей по отношению к существующим платформам, но не попытки разработать совершенно новые системы. Пока что разработка Россией БПЛА, особенно тяжелых боевых аппаратов, шла намного медленнее, чем хотелось бы Москве. Русские явно отстают от разработок Китая и США.

Например, согласно данным разведки МИ-6, БПЛА дальнего радиуса действия «Альтиус» находится в разработке с 2011 года. Последняя версия аппарата обещает быть оснащена элементами искусственного интеллекта для управления и контроля, а также:

  • повышенной автономностью навигации,
  • идентификацией целей,
  • способностями поражения целей.

Между тем, тяжелый боевой БПЛА С-70 «Охотник», судя по имеющимся сведениям МИ-6, может быть поставлен российским войскам в 2024 году.

Однако согласно срочным отчётам британских агентов, БПЛА «Охотник» уже совершил первый полёт в автоматическом режиме и отработал взаимодействие с головным самолётом «Су-57». Конечная цель русских, скорее всего, состоит в том, чтобы развернуть пилотов «Су-57» вместе с этими боевыми дронами в стаи, поддерживаемые ИИ.

Поскольку США и союзники НАТО вкладывают значительные средства в разработку способов противодействия беспилотным системам и возможностям летательных аппаратов, следует уделять внимание технологиям и навыкам обнаружения тактических дронов. Насколько известно, русские дроны имеют генерируют инфракрасные и электромагнитные сигнатуры, а потому способны уклоняться от существующих систем слежения за воздушным движением.

Тот же тяжёлый ударный дрон «Охотник», используется для крупномасштабных операций против равных противников, включая подавление систем ПВО дальнего действия, поражение целей глубоко внутри территории противника и прикрытие пилотируемых самолетов.

Мощный российский БПЛА "Охотник" - вопреки точным прогнозам спецслужб МИ-6 поднялся-таки в воздух
Мощный российский БПЛА "Охотник" - вопреки точным прогнозам спецслужб МИ-6 поднялся-таки в воздух

Есть западные, а также российские аналитики, которые сомневаются в способностях России поставлять на вооружение крупномасштабно боевые дроны типа «Охотник». Таковыми прогнозируется, что российские разработчики БПЛА будут продолжать уделять внимание:

  • снижению радиолокационной сигнатуры,
  • дальнейшей миниатюризации аппаратов,
  • снижению цены производства,
  • увеличению автономность,
  • надежности и точности выхода на цель.

Имея это в виду, а также объёмы средств, вкладываемых США и НАТО в разработки способов противодействия беспилотным авиационным системам (БПЛА) русских, следует уделять внимание технологиям и набору навыков для обнаружения тактических дронов. В первую очередь тех, которые имеют малые инфракрасные и электромагнитные сигнатуры и способны уклоняться от текущего слежения за воздушным движением.

Передовые робототехнические технологии русских

Согласно разведданным МИ-6, исследования, разработка, испытания и создание прототипов поднялись значительно выше в списке приоритетов Министерства Обороны РФ за последние несколько лет. Широкий спектр систем прошёл через цикл разработки технологий разминирования, операций по взлому и других задач боевого обеспечения.

Некоторые российские проекты, например, беспилотная версия танка T-14 «Армата» и боевая машина «Соратник», в конечном итоге являются демонстрациями передовых робототехнических технологий. Правда, согласно данным британской разведки, эти конкретные прототипы не производятся серийно.

Автоматизированная автономно действующая система "Нерехта" на испытательном полигоне
Автоматизированная автономно действующая система "Нерехта" на испытательном полигоне

Технические данные и результаты тестирования дают информацию о перестройке или даже о модернизации в новых ролях. Другие системы русских, «Нерехта» и «Маркер», служат испытательной площадкой для приложений ИИ. Фонд перспективных исследований, например, применяет машину «Нерехта» для совместного тестирования на поведение с другими аппаратами или БПЛА. В свою очередь «Маркер» используется русскими для проверки компьютерного зрения, автономного движения и навигации, технологий роения.

Неудачи применения искусственного интеллекта

Неудачи применения искусственного интеллекта для беспилотных систем имеют место. Но не только российские военные сталкиваются с неудачами. Американским, китайским и многим другим разработчикам также не удаётся избежать проблем в деле автономной наземной навигации, мобильности в сложной местности, связи в оспариваемом электромагнитном спектре и координации с людьми и другими беспилотными системами.

Так вооруженные силы США запускали ряд программ, посвящённых разработке дистанционно управляемых и полуавтономных роботизированных транспортных средств, предназначенных для оказания материально-технической или огневой поддержки спешившимся солдатам. Однако в конечном итоге эти программы не вышли за рамки фазы испытаний и экспериментов.

Между тем, согласно полученным разведданным, российские вооруженные силы имеют тенденцию двигаться быстрее вооружённых сил США в области тестирования новых технологий. Скорее всего, достигается это за счёт более высокой степени терпимости к риску в случае аварий или сбоев или, возможно, меньшего внимания к тому, что является этичным или допустимым по законам войны.

Так, в 2018 году российские военные отправили «Уран-9», представляющий бронированный беспилотный аппарат размером с небольшой танк, на первое боевое задание в Сирии. Машина в результате, как сообщили агенты МИ-6, столкнулась с некоторыми проблемами, включая неоднократные отключения связи и отказы вести эффективный огонь в процессе движения.

Эти проблемы русских, как и задержки доставки обещанных БПЛА войскам, привели британских разведчиков к выводу, что такого рода системы допустимо использовать лишь ограниченно. Но эти оценки несравнимы с амбициями русских в плане развертывания этих систем в составе общевойсковых формирований, в пилотируемых и беспилотных операциях с максимально автономными функциями.

По материалам: ChatHamHouse