Найти в Дзене
Просто гуляя по свету

Мушкетер XV века (часть 50) Что подарила Бастарду жена, пока он ездил встречать старшего брата

После первых проигранных битв мятежные принцы во главе с дофином не сдались, как ожидалось, наоборот, им удалось привлечь на свою сторону коменданта крепости Лош. (Еще один интереснейший город на Луаре, о котором я писала! А те из читателей, кто присоединился к нам позже, смогут найти ссылки на статьи о Лоше в конце этого рассказа.) В итоге, когда законный король подошел к стенам своего города, город ворота просто не открыл. По совету Ришмона Карл стать тянуть время, периодически сталкиваясь с армией мятежников в чистом поле. Наемникам, которые воевали не за идею, а за добычу, такая тактика пришлась не по вкусу и они стали потихоньку разбегаться. В итоге к середине лета 1440 года мятеж окончательно провалился, а храбрые принцы-бунтовщики поспешили откреститься друг от друга и от заговора. Король же оказался достаточно мудр, чтобы простить бунтовщиков, однако дофину пришлось на коленях умолять отца о прощении, что отнюдь не способствовало улучшению отношений отца и сына. Но вернемся к н

После первых проигранных битв мятежные принцы во главе с дофином не сдались, как ожидалось, наоборот, им удалось привлечь на свою сторону коменданта крепости Лош. (Еще один интереснейший город на Луаре, о котором я писала! А те из читателей, кто присоединился к нам позже, смогут найти ссылки на статьи о Лоше в конце этого рассказа.) В итоге, когда законный король подошел к стенам своего города, город ворота просто не открыл.

Вот он, королевский Лош! Фото из архива автора
Вот он, королевский Лош! Фото из архива автора

По совету Ришмона Карл стать тянуть время, периодически сталкиваясь с армией мятежников в чистом поле. Наемникам, которые воевали не за идею, а за добычу, такая тактика пришлась не по вкусу и они стали потихоньку разбегаться. В итоге к середине лета 1440 года мятеж окончательно провалился, а храбрые принцы-бунтовщики поспешили откреститься друг от друга и от заговора. Король же оказался достаточно мудр, чтобы простить бунтовщиков, однако дофину пришлось на коленях умолять отца о прощении, что отнюдь не способствовало улучшению отношений отца и сына.

Но вернемся к нашим орлеанским принцам. Англичане, не дождавшись новой междоусобной войны своих заклятых соседей по Ла-Маншу, все же согласились пойти на освобождение Карла Орлеанского. Тем же летом были подписаны окончательные договоренности, а в начале сентября Карл поручил брату продать часть земель, чтобы собрать недостающие 120 тысяч золотом. Среди проданных городов и замков числятся Куси, Суассон, Ля Фер (снова следы мушкетеров?😉), а также любимый братьями Божанси (И вот тут у меня вопрос: неужели нельзя было продать что-то другое, но оставить город, которые любила вся семья, и в восстановление замка которого было вложено столько сил и средств?)

Божанси. Фото из архива автора
Божанси. Фото из архива автора

И наконец 2 ноября 1440 года герцога Карла, сошедшего на французскую землю, встречали родные и друзья, а также герцог Бургундский, торжественно облобызавший бывшего старого врага (и нового друга по совместительству) и с ходу наградивший его орденом Золотого Руна. Чуть позже эта награда и вспыхнувшая дружба между герцогами аукнется для нашего Бастарда - Карл прикажет младшему брату подписать таки Аррасский договор. Дальше - больше: Бургундец предложил заключить договор о дружбе и сотрудничестве двух герцогских домов, в котором как-то ненароком потерялось имя короля. Граф Дюнуа был категорически против подобного союза, но распоряжение старшего брата вынудило его дать очередную клятву.

Кстати, в конце ноября Карл скоропостижно женился на племяннице Бургундца Марии Клевской. Словом, налаживание связей между домами шло по всем фронтам.

Карл Орлеанский и Мария Клевская
Карл Орлеанский и Мария Клевская

Словом, возвращение для Карла оказалось столь помпезным и величественным, что он решил обязательно заехать всем поездом с женой, друзьями и подарками к тезке-королю (видимо для того, чтобы надавить тому на совесть). Карл, который VII, видимо и так уже испытывал некие угрызения и не хотел, чтобы ему еще прилюдно их добавили, поэтому поступил очень хитро: на полдороге уведомил любимого кузена, что с радостью его примет, но ... частным порядком. Бывшему узнику, видимо, такой вариант не очень подходил (и правда - какой смысл в кулуарах к совести взывать?), так что он развернулся и отправился домой - к огромной радости младшего брата.

Благоразумный Дюнуа прекрасно понимал, что ничего хорошего из задумки брата не выйдет, но Карл не желал ничего слышать. Кроме того, Жану очень хотелось домой: пока он встречал брата и сопровождал его в Бургундии, его жена подарила ему самый лучший подарок - дочь, которую тоже назвали Марией. И, разумеется, душа его рвалась к семье, вместо того, чтобы разъезжать по всей Франции и любоваться на всеобщее ликование, вызывавшее у него сомнения в искренности. Поэтому, когда Карл направился таки в Блуа, лучшего решения младший брат не мог пожелать.

Что было дальше, вы, дорогие читатели, узнаете из следующей части нашей истории, подписавшись на мой канал. Предыдущие же статьи, так же, как и рассказы о Лоше можно найти здесь:

Мушкетер XV века (часть 49) Испытание верности, или Бастард в заговоре против короля

Лош - осколок средневековой Франции

Устройство средневековой сторожевой башни

Просто гуляя по улочкам Лоша