Аннотация. В эмпирическом исследовании проверялась гипотеза Пифагора о различном восприятии древнегреческих ладов по шкале «грустный - веселый». Две с половиной тысячи лет эта гипотеза принималась учеными и музыкантами «на веру», благодаря мировому авторитету в теории музыки пифагорейской школы. В современном музыкознании эта гипотеза стала постоянно подвергаться сомнению. Эмпирическое психофизическое исследование, проведенное на выборке 23 человек в школе №1505 г. Москвы, подтвердило гипотезу Пифагора. В качестве стимулов для оценки по десятибалльной шкале «грустный - веселый» выступали двутактовые отрывки, в которых акцентировались ладовые особенности звукорядов. С вероятностью ошибки р≤0,05 фригийский, эолийский и дорийский лады воспринимался как более грустные, чем ионийский.
Ключевые слова: древнегреческие лады, восприятие музыки, субъективное шкалирование
Гипотеза Пифагора: каждый лад имеет свою эмоциональную краску и может приводить человека в соответствующее состояние.
Держишь начала всего и конец; альфа ты и омега;
Ты же – настройщик струны многозвучной на чудной кифаре;
К высшему – верхний регистр приближаешь, к низшему – низкий;
Или в дорический лад вовлекаешь дрожащие струны.
Пифагор. Гимн Аполлону
ЛАД– в переводе с древнегреческого означает согласие, мир, стройность, порядок. Лад в музыке – звуковая упорядоченность музыкального строя. Каждому ладу древние греки приписывали определённый характер - «этос». Музыкальный этос (в переводе с греческого - привычка, обычай, характер) составил философскую суть древнегреческой музыкальной эстетики. Учение о музыкальном этосе выдвигало теории об этическом значении музыки, о связи ее с психикой человека. Музыка в античном мире рассматривалась как важнейшее средство исправления и воспитания характеров, создания определенной психологической настроенности личности. Ладовая теория как организация сознания человека, его настроенности на определенные действия стала основой этической концепции Пифагора и его последователей.
Несколько десятилетий назад появились работы серьезных музыковедов о спекулятивности концепции Пифагора (Герцман Е.В.). Необходимы экспериментальные исследования, которые бы подтвердили гипотезы Пифагора о восприятии и влиянии древнегреческих ладов на психику и физиологию человека. Говоря об актуальности таких исследований, Е.В. Герцман отмечает: «Какие бы препятствия не стояли на пути изучения древних музыкальных культур, как бы незначительны и спорны не были результаты, получаемые от каждого нового исследования, - необходимо шаг за шагом стремиться к их познанию, тогда рано или поздно будут выявлены основополагающие закономерности. А это, в свою очередь, поможет глубже осмыслить весь многовековой исторический процесс музыкального развития человечества» (Герцман, с. 240).
Гипотеза, которую мы проверяли в своем исследовании, состоит в следующем: девнегреческие лады воспринимаются как различные по шкале «грустный – веселый».
Метод исследования
Для проверки гипотезы был разработан стимульный материал – двутактовые отрывки в четырех ладах – ионийском, дорийском, фригийском и эолийском с тоникой «до (С)». Отрывки представляли собой соединение двух тетрахордных попевок из нижнего и верхнего тетрахорда каждого лада. Здесь мы учли замечание Е.В. Герцмана: «Тетрахордность античного ладового мышления предопределила все особенности звуковысотной организации музыкального материала. Прежде всего, это проявилось в дифференциации звукового пространства на тетрахордные сегменты. Только таким образом древний музыкант мог осознать музыкально звуко-высотные связи» (Герцман, с. 230).
Всего было составлено 12 отрывков: по 3 отрывка для каждого из четырех ладов, которые располагались в случайном порядке. Звуковой вариант воспроизводился на фортепиано. Отрывки составлялись так, чтобы в них варьировался метр, ритм, регистр.
Оценка каждого отрывка производилась методом субъективного шкалирования. Форма протокола представлена ниже.
Испытуемые
В экспериментах участвовало 23 человека в возрасте от 14 до 59 лет, 10 мужчин и 13 женщин, большинство из них не имело музыкального образования.
Результаты исследования
Результаты протоколов испытуемых были внесены в сводную таблицу. Разброс оценок в серии 1 был слишком высок, поэтому мы рассматривали ее как тренировочную. Оценки по серии 2 стали основой для статистических выводов с помощью программы Statistica 7.
По каждому отрывку были получены кривые распределения. Крайние оценки получились для отрывков 4 (фригийский лад) и 12 (ионийский лад). При этом стоит отметить, что различия этих отрывков касались исключительно ладовой структуры (см. рис. 1).
Результаты базовой статистики показали различия в восприятии ладов по шкале «грустный – веселый».
Ионийский лад (современный натуральный мажор) воспринимается большинством испытуемых как веселый вне зависимости от метра, ритмического рисунка, движения мелодии (восходящего или нисходящего), окружения (рядом стоящих отрывков), регистра (более высокого или более низкого).
Фригийский лад (современный натуральный минор с пониженной второй ступенью) воспринимается большинством испытуемых как грустный. Четвертый отрывок воспринимался как более грустный, чем седьмой (статистические различия значимы с вероятностью ошибки р≤0,003891). По-видимому, повлиял регистр, ритмический рисунок, особенности движения мелодии.
Дорийский лад (современный натуральный минор с повышенной шестой ступенью) воспринимается большинством испытуемых как грустный вне зависимости от метра, ритмического рисунка, движения мелодии (восходящего или нисходящего), окружения (рядом стоящих отрывков), регистра (более высокого или более низкого).
Эолийский лад (современный натуральный минор) воспринимается большинством испытуемых как грустный вне зависимости от метра, ритмического рисунка, движения мелодии (восходящего или нисходящего), окружения (рядом стоящих отрывков), регистра (более высокого или более низкого).
Выводы:
Таким образом, восприятие древнегреческих ладов – ионийского, фригийского, дорийского и эолийского – по шкале «грустный – веселый» зависит от структуры лада, а также от его регистра, ритмического рисунка и мелодического движения. При этом, структура ионийского лада имеет важнейшее значение для восприятия его как более веселого.
Следует отметить, что современный период ладовой эволюции в музыке характеризуется особой трансформацией в сторону ладово-функциональных расширений и даже разрушений. Не стоит недооценивать влияния музыки на эмоциональное состояние человека и его способность к восприятию лада. Не только лад (музыкальный строй), но и инструмент, на котором исполняется музыка, особенности воспроизведения, метроритма, мелодического и гармонического рисунка имеют значение при восприятии музыки. Однако особенности ладовой организации, как показали наши эксперименты, имеют определяющее значение для восприятия настроения по шкале «грустный – веселый». Особенно это касается ладов, которые наиболее близки современной западноевропейской музыкальной культуре – натуральному мажору и минору.