Пётр Дмитриевич не шёл - бежал на обед. Ему так и не терпелось поделиться с женой новостью. За столом он торжественно прихлёбывал чай, после чего сказал:
-Маш, пойду в сарай - хлев строить.
Его супруга, Марья Алексеевна, возвела очи к потолку:
-Ты, старый, никак поросёнка решил завести? Так вот знай - я туда ни ногой. Нужно нам больно на старости! Выйдем вечером в огород - липа цветёт, пчёлки кружат, а тут сарай рядом вонять начнёт... Петя, ты подумай всё же.
Однако Петя уже давно всё решил. Начальник подсобного хозяйства, где Пётр Дмитриевич подрабатывал сторожем, сообщил, что на забой привезут старого и очень агрессивного мерина, который не мог ужиться ни в одном из хозяйств. На последнем месте своей службы он так лягнул пастуха, что перебил ему колено. Пришлось срочно подыскивать замену сотруднику и искать место для спесивой лошади.
Петя, всё детство и юность проживший в Москве, очень любил живность. До войны мальчишкой бегали в зоопарк часто, котов подбирал и щенков. А когда женился и переехал в деревню, Маруся строго сказала, что ни собак, ни котов, ни, тем паче, коров держать не собирается. Самое крайнее - курочек. Едва-едва Петя отвоевал у неё право держать в сарае овчарку Самура да рыбок золотых в аквариуме.
Когда старик увидел мерина, привезённого на убой в хозяйство, сердце его больно сжалось. "Такой ведь красавец! Неужели рука у кого поднимется!" - сокрушался Петя. Мерин и в самом деле был красивым - каурый, статный, с рыжеватой гривой и крепкими ногами.
Петя договорился со Стюхиным, что будет выплачивать ему частями за лошадь, только чтоб не резали. Начальник согласился, и в тот же день Пётр Дмитриевич привёл своего нового питомца в стойло, наспех сколоченное из подручных материалов.
Как ни уговаривал он жену взглянуть на такого красавца, Маруся ни в какую не хотела. Она сокрушалась, что нет сена, нет кормов специальных, нет места для него. Да ещё и неизвестно, как он себя поведёт. Как в воду глядела!
Наутро не успел Петя войти в сарай, как был прижат дверью к стене. Буян - так он назвал мерина - выбил все доски в стойле и ходил просто так по сараю. Старик потёр ушибленную спину и стал придумывать, как бы этого товарища укротить. Сожрав в качестве угощения морковь и хлеб, мерин начал взбрыкивать.
Неделю Пётр пытался укротить Буяна. Животное было крайне своенравно. Ежедневно оно ломало что-нибудь у Пети в сарае, а однажды даже выбежало. Да в такой неподходящий момент - что и представить себе сложно: Маруся выносила очистки на помойку, как услышала позади себя шумное дыхание. До смерти напугав бабку, Буян съел все очистки из помойного ведра. Петина жена поставила мужу ультиматум - если он не избавится от мерина, домой пусть больше не приходит и ночует в стойле.
Я же вспоминаю этого Буяна как в страшном сне, да он и снится мне иногда - я не успеваю добежать до бабушкиной двери, падаю, а Буян пытается меня укусить за ногу. Однажды почти так и вышло. Я шла к бабушке чистить антоновку на сушку. Шёл дождь, и я надела резиновые сапоги. Когда до дома оставалось метров пятьдесят, позади послышался стук копыт. Я оглянулась - недалеко от меня нёсся со всей прытью, не свойственной старому мерину, Буян. Пришлось и мне бежать, что было сил. В резиновых сапогах это было очень неудобно. Разумеется, мерин обогнал меня и даже перегнал. А в душе на многие годы поселился страх.
Потом Буян совсем отбился от рук. Искусал всего Петю, когда тот пытался его поймать, скидывал его с себя. Благо, хозяин его был крепким дедом, прошедшим всю войну, - отделывался синяками и ушибами. Буян повадился ходить по дворам - кто забудет калитку закрыть, нежданный гость тут как тут. И кур давил, и гусей. Дошло уже до того, что любой житель нашей деревни, прежде чем выйти из дома, озирался по сторонам - не сбежал ли Буян. Помню, как взрослые мужики прятались за дверями подъезда, когда мерину вдумывалось попастись у дома.
В общем, держал мерин всю деревню в страхе. Петя, наверное, и сам не рад был, что завёл такую скотину. Но отступать было поздно уже, да и коня жалко. Бабка, замазывая мужу йодом очередные раны от укусов, приговаривала: "Убьёт тебя, дурака старого. Даст копытом по башке - и расколет черепушку твою дурную. Сдай ты его, пока не поздно. Я уж на улицу выйти боюсь!"
Закончилась эта история так же неожиданно, как и началась. Зимним днём к Стюхину пришла в контору Маруся и сказала, чтобы он куда хошь забирал мерина, а то она его отравит. Оказалось, что утром Петя пошёл его кормить и чистить, и не успел он снять замок, как дверь распахнулась и из неё вылетел разъярённый Буян. Он, естественно, повалил старика и начал бегать по загону, время от времени взбрыкивая. Старик попытался было выбраться из загона, но боль сковала всё его тело. Хорошо, что Сашка Матвей, проходивший мимо, увидел эту сцену и, рискуя собой, открыл дверку, чтобы выпустить зверюгу на улицу. Петю забрали в больницу с переломом нескольких рёбер и сильным ушибом грудной клетки.
Когда он вернулся после лечения, в деревне было спокойно. Про мерина уже никто не вспоминал. Да и что с ним стало - тоже никто не знал. Известно только, что держать его в телятнике не смогли - он беспощадно кусал маленьких телят, лягался и нападал на скотников. Резать его никто из мясников не решался. Скорее всего, нашли очередное хозяйство и продали по дешёвке.