Найти тему
ВОЕНВЕД

Матвей Комаров — самый популярный русский автор XIX века

Принято считать, что в XIX веке Россия являлась глубоко интеллектуальной страной. И это не мудрено, ведь сколько великолепных мыслителей, публицистов, писателей и поэтов она дала миру. Перечислять их не хватит никакой статьи, достаточно упомянуть лишь А.Пушкина, А.Грибоедова, М.Лермонтова, Ф.Достоевского, Н.Карамзина, Н.Лескова, А.Чехова, П.Ершова, В.Одоевского, М.Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Льва Толстого, И.Тургенева, В.Короленко...

Но, не смотря на такой глубочайший потенциал, Россия представляла собой "интеллектуальную пустыню". Имелся огромный разрыв между предложением и спросом. Писатели могли дать обществу больше интеллектуального труда, чем обществу было угодно купить. Книги издавались, но продажи их шли вяло, не успешно. Поэтому тиражи известных писателей печатались малым числом, да и те распродавались годами.

Источник изображения: Twitter›wikivictorian
Источник изображения: Twitter›wikivictorian

Всего только две книжные лавки имелись в Москве в начале XIX века. А дневная выручка в них редко доходила и до 15 рублей. Средняя цена на книгу составляла 3-5 рублей (3000-5000 руб на наши деньги), соответственно, нетрудно подсчитать, сколько книг в день покупали москвичи. "Умные книги" стоили дорого. Это еще одна причина, по которой чтение ограничивалось.

В 1899 году широко праздновался столетний юбилей самого известного поэта России Александра Пушкина. В честь этого события было выпущено юбилейное академическое издание Полного Собрания сочинений А.С.Пушкина тиражом в... 2 тысячи экз. И это на 140 млн. населения! Пушкинский десятитомник издательством Суворина был выпущен огромным тиражом в 15 тысяч экземпляров. При этом один томик стоил довольно демократично — 1 рубль 50 копеек. Но и этот тираж оказался убыточным.

Образованная часть общества заказывала книги за рубежом, в подлинниках, минуя переводные труды. Но и тех книг было немного. В столичный Санкт-Петербург ежемесячно из-за границы приходило всего 300-400 книг.

Касательно "толстых" журналов. Если взять, к примеру, самый известный журнал того времени "Современник", то его тираж в 1840 году выходил в 600 экземплярах, из которых примерно 400 так и оставались на складах, не было спроса.

Но, помимо разрыва между спросом и предложением, существовал еще и глубинный разрыв между просвещенным кружком и основной массой населения. То есть, грубо говоря, имелись народ и "господа". "Господа" имели возможности приобщаться ко всем источникам знаний (но не всегда имели деньги для этого), сермяжный народ довольствовался минимумом. И именно народ делал основную выручку книгоиздателям.

Когда Льва Толстого спросили, что нынче читают в России, он с горечью ответил: — Матвея Комарова!

Источник изображения: mi3ch.livejournal.com
Источник изображения: mi3ch.livejournal.com

Именно Матвей Комаров был самым популярным автором в России!

Сегодня этот автор никому не известен, а именно его труды в начале ХХ века выходили огромными тиражами в 50-100 тысяч экземпляров! И разбирались! Потому что книжки эти стоили 3-5 медных копеек и в ярмарочный красный день пользовались повышенным спросом у крестьян и рабочих, у мещан.

Так кто же такой этот Матвей Комаров, который обошел в популярности Пушкина и Толстого?

Этот автор жил в конце XVIII века и первые свои выпуски сочинений печатал под псевдонимом "Житель города Москвы", а с начала XIX века уже как Матвей Комаров. Но исследователи считают, что и эти данные псевдоним, за которыми скрывался какой-нибудь известный просветитель (Новиков, Болотов или пр.), задавшийся целью принести чтение в народные массы. Книги Матвея Комарова успешно издавались два века и расходились как горячие пирожки!

А какие замечательные заголовки были у этих книг! "Славный мошенник и вор Ванька Каин", "Невидимка, история о фецком королевиче Аридесе и брате его Полунидесе, с разными любопытными повествованиями", "Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы".

Источник изображения: antikbook.ru
Источник изображения: antikbook.ru

Книжки эти для лучшего восприятия были проиллюстрированы лубочными картинками. То есть это была так называемая приключенческая литература, которая пользовалась обширным спросом.

На втором месте по популярности шли песенники, сонники и письмовики. Их тоже хорошо разбирал народ.