Принято считать, что в XIX веке Россия являлась глубоко интеллектуальной страной. И это не мудрено, ведь сколько великолепных мыслителей, публицистов, писателей и поэтов она дала миру. Перечислять их не хватит никакой статьи, достаточно упомянуть лишь А.Пушкина, А.Грибоедова, М.Лермонтова, Ф.Достоевского, Н.Карамзина, Н.Лескова, А.Чехова, П.Ершова, В.Одоевского, М.Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Льва Толстого, И.Тургенева, В.Короленко...
Но, не смотря на такой глубочайший потенциал, Россия представляла собой "интеллектуальную пустыню". Имелся огромный разрыв между предложением и спросом. Писатели могли дать обществу больше интеллектуального труда, чем обществу было угодно купить. Книги издавались, но продажи их шли вяло, не успешно. Поэтому тиражи известных писателей печатались малым числом, да и те распродавались годами.
Всего только две книжные лавки имелись в Москве в начале XIX века. А дневная выручка в них редко доходила и до 15 рублей. Средняя цена на книгу составляла 3-5 рублей (3000-5000 руб на наши деньги), соответственно, нетрудно подсчитать, сколько книг в день покупали москвичи. "Умные книги" стоили дорого. Это еще одна причина, по которой чтение ограничивалось.
В 1899 году широко праздновался столетний юбилей самого известного поэта России Александра Пушкина. В честь этого события было выпущено юбилейное академическое издание Полного Собрания сочинений А.С.Пушкина тиражом в... 2 тысячи экз. И это на 140 млн. населения! Пушкинский десятитомник издательством Суворина был выпущен огромным тиражом в 15 тысяч экземпляров. При этом один томик стоил довольно демократично — 1 рубль 50 копеек. Но и этот тираж оказался убыточным.
Образованная часть общества заказывала книги за рубежом, в подлинниках, минуя переводные труды. Но и тех книг было немного. В столичный Санкт-Петербург ежемесячно из-за границы приходило всего 300-400 книг.
Касательно "толстых" журналов. Если взять, к примеру, самый известный журнал того времени "Современник", то его тираж в 1840 году выходил в 600 экземплярах, из которых примерно 400 так и оставались на складах, не было спроса.
Но, помимо разрыва между спросом и предложением, существовал еще и глубинный разрыв между просвещенным кружком и основной массой населения. То есть, грубо говоря, имелись народ и "господа". "Господа" имели возможности приобщаться ко всем источникам знаний (но не всегда имели деньги для этого), сермяжный народ довольствовался минимумом. И именно народ делал основную выручку книгоиздателям.
Когда Льва Толстого спросили, что нынче читают в России, он с горечью ответил: — Матвея Комарова!
Именно Матвей Комаров был самым популярным автором в России!
Сегодня этот автор никому не известен, а именно его труды в начале ХХ века выходили огромными тиражами в 50-100 тысяч экземпляров! И разбирались! Потому что книжки эти стоили 3-5 медных копеек и в ярмарочный красный день пользовались повышенным спросом у крестьян и рабочих, у мещан.
Так кто же такой этот Матвей Комаров, который обошел в популярности Пушкина и Толстого?
Этот автор жил в конце XVIII века и первые свои выпуски сочинений печатал под псевдонимом "Житель города Москвы", а с начала XIX века уже как Матвей Комаров. Но исследователи считают, что и эти данные псевдоним, за которыми скрывался какой-нибудь известный просветитель (Новиков, Болотов или пр.), задавшийся целью принести чтение в народные массы. Книги Матвея Комарова успешно издавались два века и расходились как горячие пирожки!
А какие замечательные заголовки были у этих книг! "Славный мошенник и вор Ванька Каин", "Невидимка, история о фецком королевиче Аридесе и брате его Полунидесе, с разными любопытными повествованиями", "Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы".
Книжки эти для лучшего восприятия были проиллюстрированы лубочными картинками. То есть это была так называемая приключенческая литература, которая пользовалась обширным спросом.
На втором месте по популярности шли песенники, сонники и письмовики. Их тоже хорошо разбирал народ.