В продолжение предыдущей темы Да разве сердце позабудет того, кто нам хотел добра… Или о наставничестве в МВД хотелось бы поведать о том, как в советской милиции работали с молодыми сотрудниками. Ранее я уже писал о традициях, связанных с принятием Присяги и вручением табельного оружия, поэтому к этим темам не возвращаюсь...
В силу имевшихся кадровых проблем (из-за низкой зарплаты и непопулярности профессии) заинтересованность в закреплении молодых сотрудников на службе была огромная, в связи с чем на местах руководителям всех уровней приходилось изобретать и прибегать к различным формам воспитательной работы с целью мотивирования их на профессиональное совершенствование и добросовестную службу.
Любого поступающего на службу испытания поджидали уже на пороге. Дело в том, что каждый из потенциальных кандидатов должен был пройти собеседование на заседании отборочной комиссии ГК КПСС и ГК ВЛКСМ. Столь высокая планка (ещё бы - не каждому было дано пообщаться со вторым секретарём ГК КПСС!) не могла не давить на молодых деревенских парней, которые тогда составляли около 80% милицейских кадров. Правда, тревожное ожидание серьёзного экзамена быстро сменялось на доверительную доброжелательную беседу за круглым столом. И не помню случая, чтобы комиссия по кому-то вынесла отрицательный вердикт, что отчасти свидетельствует о формализме в её работе.
С первых дней своего пребывания в ОВД нас окружали таким вниманием и заботой, что трудно было порой вздохнуть! Лишь по прошествии трёх-четырёх лет, когда к руководству приходило понимание того, что молодой сотрудник правильно воспринимает «политику партии» и всё у него идёт как надо, административное давление постепенно начинало ослабевать.
А начиналось всё с банального - ввода в профессию. Замполит проводил нас по отделу и знакомил с сотрудниками и работой отраслевых служб. После чего сам или командир подразделения организовывал экскурсию по городу, показывая и рассказывая о его инфраструктуре, маршрутах патрулирования и наиболее криминогенных местах. Каждому на руки выдавался пакет документов для самостоятельного изучения - уставы, выдержки из наиболее значимых приказов (например, «О культурном и вежливом обращении с гражданами»), Положение о службе. Через неделю - другую мы представали перед авторитетной комиссией, где нам предстояло собеседование по изученной тематике.
Проживая в общежитии, не оставались вне поля зрения замполита - тот время от времени навещал нас и интересовался поведением в быту. Если судить по тому, что он был в курсе всех наших «чудачеств», у него был налажен должный контакт с комендантом и воспитателем.
Хорошим начинанием МВД в те годы были слёты молодых сотрудников милиции, попасть на которые считалось лучшей наградой для представителей милицейской молодёжи с мест. Мне посчастливилось побывать на таком в конце 70-ых. В череде многочисленных выступлений запомнилось появление на трибуне тогдашнего первого заместителя министра Ю.В.Чурбанова: его яркая и правильная (с точки зрения русского языка) речь в сочетании с мужской импозантностью произвела сильное и приятное впечатление на присутствующих.
Помнится, подобный слёт под эгидой ГК КПСС и ГК ВЛКСМ был проведён в начале 80-ых и в нашем городе. Он не только был призван сыграть пропагандистскую роль и популяризировать милицейскую службу, но и стал поистине настоящим праздником для всего ОВД.
Если вы думаете, что после окончания наставничества (а это полгода) и допуска молодого сотрудника к самостоятельной службе для того наступала «расслабуха», то глубоко заблуждаетесь. Руководители и кадровики просто не могли выпустить его из «зоны влияния», рассуждая примерно так: чем больше тот будет загружен - тем меньше времени останется на всё, что мешает службе!
А потому через год службы его ждала очередная служебная «экзекуция» - придуманная нами так называемая «молодёжная аттестация», представлявшая собой заслушивание на заседании аттестационной комиссии ОВД на пару с непосредственным начальником о ходе профессиональной адаптации. Заключение комиссии имело рекомендательный характер: признать результаты адаптации удовлетворительными (неудовлетворительными) и рекомендовать… Тут вариантов было множество: от поощрения и направления на учёбу до установления испытательного срока и перевода в другое подразделение. Так что, хоть этот формат и имел полуофициальный характер, но действовал достаточно эффективно.
Зная не понаслышке о проблемах первого года службы, в рамках организованной школы повышения профессионального мастерства молодых сотрудников ОВД с теми отрабатывалась дополнительная программа подготовки по основным служебным дисциплинам. Преимуществом такого обучения, в отличие от проводимых в ОВД обязательных (преимущественно, теоретических) занятий был индивидуальный подход и практическое вовлечение молодого сотрудника в отработку милицейских вопросов. Зачастую это происходило в формате тестирования или в игровой форме.
Ещё одна хорошая ежегодная традиция появилась в ОВД в начале 80-ых - проведение в канун Дня милиции конкурса профессионального мастерства молодых сотрудников, в ходе которого лучшие представители всех подразделений со стажем службы до трёх лет боролись за звание «Лучший молодой сотрудник ОВД». Помимо общемилицейских дисциплин (основы правовых знаний, тактическая, огневая и физическая подготовка) программа конкурса предусматривала такие поистине революционные для того времени разделы, как вводные задания по психологии межличностного общения, тесты на общую грамотность, эрудицию и знание города. Победитель и призёры отмечались ценными подарками, которые вручались им в ДК на торжественном собрании, посвящённом Дню милиции. А поскольку происходило это в присутствии родных и близких, градус эмоциональности зашкаливал...
А как происходило ваше профессионально-нравственное становление? И что можно было бы возродить в сегодняшней полиции? Жду комментариев!
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели! Дайте свою оценку публикации и подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!