Картина: вы, утро, кусок свежего хлеба. Чего не хватает? Не, не колбасы. Ну-ка, прочитайте название нашего канала! Еще идеи? Ладно, подсказка: что-нибудь шоколадное и что можно намазать. Нутелла? Эм…ладно, так уж и быть, поговорим о ней. Уговорили…
Вы, кстати, не одни такие. Попросите любого сладкоежку сказать, как называется «вкуснейшая шоколадно-ореховая паста», и ответ будет таким же. Несмотря на то, что аналогов у Нутеллы довольно много, именно она стала синонимом шоколадно-ореховой пасты («эффект ксерокса», не иначе).
По традиции немного истории. Послевоенное время. В 1946 году предприимчивый итальянец по имени Пьетро Ферреро, владелец пекарни в городке Пьемонт, выпускает первую партию шоколадной пасты в виде батончиков под названием Giandujot (джандуйя — шоколадная паста, на треть состоящая из молотых лесных орехов, которая названа в честь карнавального персонажа-марионетки Джандуя — одного из образов итальянской комедии дель арте). В связи с нехваткой шоколада в первые годы после окончания войны, он добавляет туда фундук, которого в Пьемонте было до фига. Эти десертные «буханки» резали ломтиками и клали на кусочки хлеба. Намазывались они, правда, так себе, поэтому в 1951 году Ферреро создал кремовую версию продукта, получившую название SuperCrema.
В 1964 году сын Пьетро Ферреро — Микеле — внес изменения в состав пасты, в результате чего получился тот самый продукт, который мы знаем и по сей день. А уже в 1965 году была придумана культовая стеклянная баночка, и началась глобальная «экспансия» Нутеллы. Ну а дальше — всемирный день «Нутеллы» 5 февраля, книга рекордов Гиннесса, список Forbes и так далее (короче, все как в треке Оксимирона).
С исторической справкой покончено. Теперь давайте нырнем внутрь баночки с Нутеллой и узнаем, че там. Объявляем заседание открытым.
Первое, что мы видим в ее составе — это сахар, аж 55%. Ну сахар и сахар, как сказал бы Артемий Лебедев, это же десертная паста, значит сладкая, ничего криминального, но дальше интереснее — растительный жир 23 %. Представители партий «ЗОЖ» и «ПП» на месте? Тогда бегом из зала, потому что обычно имеется в виду пальмовое масло. Ну а что еще ждать от производителей? Даже интересно стало, что именно, по мнению лиц с пальмофобией, производитель должен положить в состав пасты вместо растительного пальмового жира? Ага, есть куча других жиров: кокосовый, рапсовый, подсолнечниковый, какао, бараний, свиной — каждый хорош по-своему, но ни про один из них нельзя сказать, что вот этот конкретно вредный, а вот тот полезный. Опять же, смотря для чего и в каких количествах. Подробно про «пальму» мы уже писали, так что повторяться не будем, но суть в том, что с ней не все так плохо, как некоторым бы хотелось. Наличие растительного жира в составе Нутеллы объявляем не наказуемым.
Дальше — лесной орех 13%. Ну, наконец-то, Нутелла оправдала свое название, можно выдохнуть.
Обезжиренное какао — 4%. А если точнее — какао-порошок. По сути, это жмых, который остается после отжима из какао-бобов какао-масла. Хоть жмых и звучит как обидное словечко, он — ценный ингредиент. Единственное, к чему можно придраться, что маловато как-то — всего 4%.
Есть в зале кто-то с непереносимостью лактозы? У нас 5-6% обезжиренного сухого молока и сухой сыворотки. Осторожно, может вспучить.
Лецитин. Ну куда ж без него. Похлопаем производителю. Позаботились все-таки о хрупкой психической организации пугливого потребителя и не стали писать «E-322» или «эмульгатор». И здесь без криминала, лецитин — вещь в производстве необходимая и для здоровья абсолютно безопасная. Да и добавляют его меньше 1% от общей массы продукта.
Че там дальше? Ванилин! Ну, да, не натуральная мадагаскарская ваниль, конечно. Но и мы Нутеллу не на рынке фермерских эко-био-продуктов берем. Давайте не будем придираться. Заседание объявляю закрытым.
Что в итоге? Каждый ингредиент по отдельности совершенно безобиден. Вроде и все разобрали, но все равно большой любовью к Нутелле не воспылали. Потому что есть один нюанс.
Этикетка гласит: «Паста ореховая Nutella с добавлением какао». Называть «ореховым» продукт, который содержит всего 13% орехов — это, мягко говоря, не очень. Но наш закон это не запрещает, поэтому пускай Ферреро называют свой продукт как хотят. Мы же будем придерживаться названия «сахарно-жировая паста» (спасибо, что не эрзац-паста).
О вкусах, конечно, спорить не принято, но зачем покупать сахарно-жировую пасту, когда за те же деньги можно делать настоящую шоколадно-ореховую самим? Как это возможно? Достаточно пройти наш крутой онлайн-курс «Мини-производство ореховых паст и урбечей». Научим делать кучу вкусных намазок. Вы в названия только вслушайтесь! Эмульсионная паста «арахис-карамель», или вот еще — урбеч «кокос-миндаль»…ооо…и мое любимое — жировая паста «тыква-кешью-кокос». Лично я уже забыл, как называлась та штука, с которой мы начали этот материал.