Все чаще сейчас люди стали задумываться о правильном и здоровом питании. Ведь от него зависит наше будущее – качество жизни и ее продолжительность.
Составы множества продуктов на рынке пестрят длинным и совершенно не полезными ингредиентами. А нам хочется употреблять в пищу то, что будет приносить пользу и радость. Но как мы можем на это повлиять?
Махатма Ганди сказал: «Чтобы изменить мир, начни с себя». Так решила и нейробиолог, кандидат биологических наук Виктория Долгих и основала свой бизнес в одной из самых сложных сфер.
С чего все началось?
«Мой отец болел нейродегенеративным заболеванием. Это был длительный процесс, и я размышляла о причинах. Стало ясно, что все исходит от кишечника, от нарушений его работы.
Позже я начала изучать вопрос глубже и все подтвердилось доказанными гипотезами. На западе уже давно известно, что у нас в кишечнике есть энтеральная нервная система. Там нервных клеток и связей больше, чем в самом мозге. Все эти изгибы даже выглядят примерно одинаково. В кишечнике идет всасывание серотонина, выделяются основные медиаторы.
Естественно, очень важно поддерживать кислотно-щелочной баланс, а современное питание, к сожалению, очень насыщенно химическими соединениями, неполезными быстрыми углеводами, что усложняет жизнь всему организму» – рассказывает Виктория.
Пройдя этот путь, появилось огромное желание что-то изменить. Создатель ZbreadD не хотела, чтобы этот опыт повторился ни в ее семье, ни в любой другой.
Виктория вспоминает: «Начать действовать меня побудило рождение сыновей. В процессе их воспитания стало ясно, что именно активно потребляют дети. Продуктов, входящих в ежедневный рацион немного. Из них можно выделить однокомпонентные продукты, а можно многокомпонентные, к которым относится хлеб. Наблюдая за детьми, я поняла, что должна создать функциональный полезный хлеб с повышенной пищевой ценностью, при этом безопасный и питательный».
Самым сложным на первом этапе стала разработка рецептуры. Мама сыновей и основатель бренда начинала на своей домашней кухне: научно изучала, выбирала уникальные ингредиенты и сырье, компоновала, пекла – процесс «пробных выпечек» тогда казался бесконечным. И вот однажды все наконец-то получилось.
Все началось с розничной продажи в двух магазинах Пушкина. А самый первый сбыт был с окошка первого этажа собственной квартиры. Первыми клиентами были подруги, которые жили в одном доме с семьей Долгих. Новость о том, что Виктория печет вкусный и полезный хлеб очень быстро распространилась по Пушкину. И тогда подруги стали советовать подумать о бизнесе.
Важным моментом на пути создания бренда стало знакомство с Бедновой Аленой. Она стала первым соратником и частью растущей команды. Вначале Алена работала за еду. В прямом смысле этого слова.
«Мы встречались в кафе, работали, и Виктория оплачивала счёт за меня в том числе, в благодарность за уделенное время и компетенции» - вспоминает Алена.
Алена не побоялась инвестировать свое время и труд в благое дело, которое задумала Виктория Долгих. «Мне из глубины души захотелось поставить на ноги этот большой и сложный организм. Этот путь и работа на износ - изначально были осознанным ответственным выбором, о котором я не пожалею никогда» - говорит главный продажник и операционный управленец ZbreadD Алена Беднова.
Энергичность, креативность и неиссякаемое желание двигаться вперед маленькой, но целеустремленной командой стало началом успеха стартапа Виктории Долгих.
Как в любом начинании, в начале были трудности. Для своего производства команда целый год искала идеальное помещение. Оно должно было соответствовать всем современным параметрам и нормам. Не было страха делать ремонт под свои нужды, пусть это было бы очень трудозатратно и недешево. Уже на стадии ремонта команда столкнулась с проверками из миграционного контроля, Роспотребнадзора, пожарной инспекции. Но этот опыт только помог пройти в дальнейшем аудит федерального уровня – Аудит Х5 ритейл. Аудиты Самоката, ВкусВилла и др.
Семейный подряд
Викторию с самого начала поддержал муж. Он и сейчас самый стабильный и преданный покупатель. Супруг в свои выходные и отпускные от основной работы дни всегда готов помочь на производстве. Андрей был первым, кто поддержал идею Виктории. Ещё через год в проект поверили и его родители и брат.
«Мы проработали вопрос об инвестициях с супругом и уже даже первым соратником и поняли, что своих средств нам хватит только на ремонтные работы, покупку не основного оборудования, оснащение офисов, создание оборотных средств, организационные работы, оплату аренды и коммунальных услуг.
Со своим предложением мы обращались в разные кредитные организации, в том числе лизинговые. Но под стартап и нулевое предприятие кредит, и даже лизинг, никто не выдавал» - говорит Виктория о трудностях в самом начале.
Стартап поддержал Михаил Альбертович, свёкр Виктории. Благодаря поддержке самого старшего и опытного соучредителя стало возможным приобретение оборудования, без которого был бы невозможен и сам бизнес. Он пошел на большой риск и оформил кредит на оборудование под залог собственного имущества! Кроме того, в самый сложный период становления компании, он долгое время помогал как наставник с большим опытом ведения бизнеса. И до сих пор поддерживает в том, о чем молодая команда еще не осведомлена.
Успеха компания ZbreadD добилась и благодаря брату мужа Виктории – Кириллу Долгих. Он тоже поверил в этот стартап. Ради бизнеса бросил работу в одном лучших холдингов страны, продал квартиру в Москве, перевез всю семью в Питер. Он рискнул своим комфортом, потому что верил в успех. Производство и вся инженерно-техническая часть предприятия полностью «легла» на плечи Кирилла и поглотила его.
Так он, будучи соучредителем, стал и заместителем генерального директора по техническим вопросам, и главным инженером, и начальником производства, и начальником группы контроля качества. «Это человек 5 в 1. Он настолько многозадачный и гиперответственный, что страшно даже представить, сколько бы потребовалось специалистов высокого уровня, чтобы его освободить хоть немного. Объёмы его трудочасов всегда на пределе человеческих возможностей уже 2 года…» – с благодарностью говорит Виктория.
Задача была достигнута. Команда преодолела сложный путь становления длиной в 2 года. К Виктории присоединилась подруга и семья. Бизнес стал семейным. Затем подключились ученые - технологи из НИИ хлебопекарной промышленности, ученые - технологи, занимающиеся селекцией полбы, люпином. Сейчас поддержку предприятию оказывает в рамках национальных проектов Министерство здравоохранения.
О первых заказах на известных площадках и разочарованиях
Первые заказы Виктория Долгих получила еще тогда, когда производство не было налажено. «Составив простую презентацию в 2 слайда, я отправила ее на почту менеджерам «ВкусВилл». И мне позвонили. А после дали шанс попасть на полки. Я сказала, что мы будем готовы через год» – говорит основатель бренда.
Первый крупный заказ из ВкусВилл компания получила через 2 года, в ноябре 2019. Нужно было в кратчайшие сроки отправить заказ в Москву. Команда, хоть и столкнулась со сложностями, была воодушевлена и замотивирована на дальнейшую работу.
Тогда и начался путь ZbreadD на российском рынке.
Но после грандиозного заказа стало понятно, что тех, кто позиционирует себя как «ЗОЖники» не так много, как хотелось бы. «Целевая аудитория продукта довольно узкая» – говорит коммерческий директор Алена Беднова – «ЗОЖников и ПП-шников не так много, все любят об этом говорить, но не все готовы придерживаться принципов здорового питания и платить за это деньги».
Нужно было расширять точки сбыта. И руководство отправляло коммерческие предложения, обивали пороги больших и маленьких сетей, чтобы найти заказчиков для своей продукции.
«В «Азбуке Вкуса» Санкт-Петербург всё получилось довольно быстро благодаря открытости новинкам нашего категорийного менеджера. В «Азбуку Вкуса» Москвы мы не могли никак достучаться ни по телефону, ни по e-mail. Но потом, буквально по очереди, пользуясь нашей техникой «Попробуй ты, может у тебя сегодня счастливая рука», звонили ещё и ещё, и нас соединили с менеджером, мы договорились о встрече в Москве. Поехали втроём и заключили контракт» – рассказывает Виктория.
Как мы выросли с даты создания компании
С момента зарождения идеи о здоровом хлебе прошло три года. Сейчас уже можно делать выводы и отмечать первые успехи.
Всего за год работы производства ZbreadD добилась продаж в ключевых торговых сетях Питера и Москвы, включая ВкусВилл, Х5 и Азбуку Вкуса. Уже начали поставки в столовые Газпрома. Помимо продаж в рознице запустили продажи и через собственный интернет-магазин.
Команда ZbreadD хорошо поработала в пандемию. Многие предприниматели не смогли ее пережить. В это непростое время на первый план вышло здоровье и общий иммунитет. Это помогло окончательно сформулировать пользу продукта и сделать ребрендинг, который оказался очень удачным. К тому же, компания усердно работала – несмотря на снижение заказов, были реализованы благотворительные поставки в больницы.
В 2021 году ZbreadD увеличила ассортиментную матрицу в сторону кондитерских и мучных кондитерских изделий сектора ЗОЖ, обогащенные пищевыми волокнами и Омега3, начала отгружать продукцию в сеть «Самокат», линейку полбяных хлебов под СТМ «Зеленая Линия» в торговую сеть «Перекресток», отгрузила Пасхальный проект дополнительно в сети «Мираторг», «Ашан», «ЯЛавку».
Продукция ZbreadD теперь известна не только в России. В январе хлеб и кексы вышли на экспорт в Китай.
Компания развивается, принимая участие в конференциях и в выставках. В 2020 году бренд представил свою продукцию в международной выставке WORLDFOOD в Стамбуле, участвовал в Восточном Экономическом форуме, стал участником акселератора экспорта ВТБ-РЭЦ, принял участие с докладом в совещании, организованном в Совете Федерации по развитию производства функциональных продуктов питания в Российской Федерации.
В 2021 году компания участвовала в международной выставке «ПРОДЭКСПО», выставке Агрорусь 2021, стала участниками акселератора экспорта во Францию, представила проект «Здоровый Хлеб» перед Агентством стратегических инициатив.
Активно и очень успешно ZbreadD участвует в проектах и конкурсах. В 2020 году компания защитила проект в Совете Федерации и выиграла бесплатную акселерацию от РАНХиГС, выиграла в конкурсе от ВТБ и получила миллион рублей и другие призы. В 2021 году стала финалистами Международной Премии МЫВМЕСТЕ в номинации «Здоровье нации», выиграла в конкурсе от ВТБ-РБК «Сложности приводят к успеху», получила миллион рублей и годовую акселерацию экспорта в РЭЦ.
Компания привлекает дополнительные ресурсы для своего развития. В 2020 году получила кредит от МСП банка под гарантию Корпорации МСП, получила субсидию от государства в период пандемии, льготный кредит на зарплаты, а также грант на оборудование от Фонда Содействия Инновациям. В 2021 получила грант на оборудование от Фонда содействия инновациям и запустила в работу дополнительное новое оборудование.
Была проделана большая работа для поднятия такого сложного механизма и приведения его сначала к окупаемости, а потом к успеху. В работе над ZbreadD родились суперспособности, турбоэнергия и неиссякаемое желание двигаться вперед. Это привело к хорошим результатам.
Вы спросите: «Тяжело ли быть стартапером в такой сфере?» – Однозначно да.
«Стоит ли этого избегать?» – Это зависит от вашей собственной веры в успех.